Истории, рассказанные телом
В Минске прошел 3-й открытый форум экспериментальных пластических театров Беларуси «ПлаSтформа-2015»
Между танцем и современным танцем – пропасть. Еще глубже она между хореографией и пластикой. Новое направление – это не танцевальный театр или балет, потому как его носители вопреки классическому хореографическому «гламуру» с красивыми костюмами, пышными декорациями и мелодичной музыкой настроены на полную свободу тела и перемещения в пространстве.
За рубежом таких коллективов много. Например, в Польше фестивали проходят с 90-х годов и имеют господдержку. На участие в форуме в Люблине, где белорусские театры – желанные гости, заявки подали 100 коллективов, отобрали – 13.
В Беларуси пластические театры только начинают развиваться. Одни называют новое направление «модерном», другие находят его корни в практике мимов и пантомиме времен античности, третьи окрестили происходящее на сцене «новоизобретенными системами танцевальной культуры». В спектаклях пластических театров присутствуют элементы клоунады, акробатики, пантомимы, в них много импровизации и абсурдизм порой смешан с фантазией и снами наяву. Главный выразитель чувств – тело артиста. Текст и психологические нюансы не важны. Современный театр устал от обилия слов.
Термин «пластика» происходит от греческого слова «скульптура». В пластическом театре это скульптуры из человеческих тел, странные, иногда уродливые или пародийные, активно двигающиеся, в любой момент готовые поразить трюком. Один из основателей этого направления в Беларуси Слава Иноземцев, организатор и вдохновитель 3-й белорусской «ПлаSтформы», назвал спектакли участников форума «театром пластического гротеска». Однако все не так просто. Эксперименты белорусских пластических коллективов имеют свою особенность. В них присутствует философия, интерес к японскому танцу «бунто» и особым духовным практикам. Это целый мир, который оказался интересен современной молодежи. И коллегам из-за рубежа. К сожалению, некоторые театроведы не испытывают симпатии к этим коллективам, как правило, частным, лишенным собственных площадок, выживающим за счет энергии энтузиастов. И не без доли снобизма называют их «субкультурой».
Между тем театр «ИнЖест» Славы Иноземцева существует с 80-х, выступал в Германии, проехал с гастролями Европу, получал престижные награды на мим-парадах в России и на Украине. За более чем 30 лет существования коллектив подготовил десятки артистов. Правда, так и остался народным театром ДК завода «Интеграл». Но и это удача, потому что руководителю платят зарплату, артисты имеют помещение для репетиций, а зрители получают удовольствие от проектов с долей художественной анархии, синтезом традиционных искусств и философских смыслов.
В Беларуси всего 9 подобных театров. Среди известных – театр «Галерея» Александра Тебенькова из Гродно, «Скво’з Дэнс Компани» Ольги Скворцовой, «Каракули» Ольги Лобовкиной и, конечно же, «ИнЖест» Славы Иноземцева. На фестивале все они показали новые работы. К сожалению, не приехал «Карнягтеатр», который переселился в Польшу, зато выступила ученица Иноземцева Ирина Ануфриева, которая живет в Швеции и передает белорусский опыт молодым скандинавам.
К сожалению, россияне из-за финансовых проблем в форуме не участвуют.
Татьяна ОРЛОВА