Паруса мечты в житейских морях
В Московском театре фольклора «Русская песня» состоялась премьера мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса»
Обновленная версия, как и предыдущая, создана на основе повести-феерии Александра Грина, по ее мотивам Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым написано либретто и тексты арий. Спектакль – с яркими сценографическими эффектами – поставлен Светланой Горшковой, которая работала и над первой версией мюзикла. Максим Дунаевский, известный широкой публике как автор музыки к множеству культовых фильмов и мюзиклов, в числе которых «Д,Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Летучий корабль», «Веселые ребята», отметил, что «новая постановка приближена к современным реалиям, это не воздушная гриновская пастораль. Сегодня романтические мечтательные тона выглядят вяло – нужна современная энергетика. История действительно стала более жесткой, героям приходится пройти через серьезные испытания на пути к своей мечте».
Исполнителей главных ролей выбрали из полутора тысяч претендентов, приехавших из разных уголков страны. В день премьеры партию Ассоль исполнила Ольга Ажажа, Грея – Абдель Фаттах Мохамед, Меннерса, преследующего Ассоль, – Евгений Шириков, священника Эгля – Антон Арцев, Лонгрена, отца Ассоль, – Антон Деров. Ассоль и Грей появляются в спектакле и в детском возрасте, на прогоне партию 12-летней Ассоль с успехом исполнила дочь Максима Дунаевского – Полина.
– Задача проекта «Алые паруса» заключалась в том, чтобы высоко поднять знамя русского мюзикла, который со временем, возможно, войдет в историю и, подобно «Юноне и Авось», будет известен не только в России, но и за рубежом, – сказал «СВ» Дмитрий Калантаров, продюсер спектакля, основатель компании «Русский мюзикл», в рамках которой поставлены «Алые паруса».
Как полагает продюсер, форма, в которой сделан спектакль, способна завоевать аудиторию – тема вечной любви, веры, надежды близка всем. Музыка легко воспринимается зрителем, хорошо ложится на слух, каждая ария – это хит.
В спектакле работают профессионалы высочайшего класса. Как постановщики, так и артисты, которых не так много в этом жанре, может, человек сто на всю страну, уточнил Дмитрий Калантаров.
– Произведение Грина настолько цельно, интересно и многогранно, что может по-разному интерпретироваться, – отметил он. – В результате мы выбрали либретто, в котором было больше жесткости и фантазийности по сравнению с повестью, но в окончательной версии все же вернулись к литературному первоисточнику. И спектакль получился более светлым, позитивным и романтическим.
Повесть Грина – история про девочку, которая жила в своих мечтах и ожиданиях и дождалась Грея, несмотря на то что ее никто не понимал, над ней насмехались, считает Д. Калантаров. А мюзикл поставлен по либретто, в котором линия сюжетного хода усилена, в нем нет параллельного роста и развития персонажей, как в повести, главная героиня мюзикла – Ассоль, а Грей до самого финала появляется только в ее мечтах.
По словам продюсера, спектакль ориентирован на разновозрастную аудиторию – каждый сможет понять смыслы на своем уровне – и взрослые люди, и молодежь, и даже школьники и дошкольники. «Конечно, девчонки от «Алых парусов» без ума, – уточняет он. – У нас был случай, – в рамках школьной программной педагогики мы проводим с детьми занятия, учим следить за действием, эмоционально включаться, сопереживать персонажам. Так вот, дети из одной школы в субботу посмотрели спектакль, а в понедельник учительница позвонила и сообщила, что за воскресенье весь класс прочитал «Алые паруса». И это была наша победа!..»
Татьяна ФЕДОТОВА