Московские спектакли» Дмитрия Трубочкина и «Мое горькое, горькое счастье» Людмилы Максаковой. Это, похоже, стало традицией – ровно год назад здесь были представлены «Вахтанговские легенды» Галины Коноваловой и «В саду Римаса Туминаса» Гражины Байкштите. Новую презентацию вел директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, на ней присутствовали авторы, герои и издатели книг, а также актеры и режиссеры Вахтанговского театра, журналисты.
Известный театральный критик Дмитрий Трубочкин в книге «Римас Туминас. Московские спектакли» проанализировал московский период творчества режиссера, начиная со спектакля «Играем Шиллера» в Театре «Современник» (2000) и заканчивая «Улыбнись нам, Господи» в Театре имени Евг. Вахтангова (2014). «Римас Туминас – один из крупнейших театральных режиссеров современности, – сказал автор на презентации книги. – Вы видите, с каким интересом относятся к нему пресса и телевидение. Недоставало только научного исследования его творчества. Мне и хотелось охарактеризовать режиссера через спектакли, разобраться, почему они внушают такое доверие зрителю. Дать, так сказать, научный взгляд – «без гнева и пристрастия».
Туминас из тех режиссеров, кто последовательно строит театр-дом, главным на сцене он считает человека и его судьбу». В книге 11 глав – по числу спектаклей, выпущенных Туминасом на московских подмостках. Главы расположены по хронологии, их можно читать по отдельности и в любом порядке. «Однако облик режиссера и процесс его развития будет очевиден только после прочтения всей книги», – сказал автор. В книге – пять приложений, в которых читатели смогут сопоставить тексты пьес, по которым поставлены спектакли, со сценическими разработками Туминаса. В последнем приложении представлена редакция самого громкого вахтанговского спектакля последних лет – «Евгения Онегина» – «от Туминаса».
Книга народной артистки России Людмилы Максаковой «Мое горькое, горькое счастье» написана в жанре мемуаров, хотя автор от жанра открещивается – «это не мемуары, это рассказы о людях, с которыми мне довелось общаться и работать». Актриса рассказывает о своих сценических образах, о работе с такими режиссерами, как Петр Фоменко, Роман Виктюк, Римас Туминас, вспоминает, как снималась в кино.
«Все это написано легко: память ведет руку, само собой, к месту и ярко, ложится слово, – говорит в предисловии искусствовед Инна Соловьева. – Так должны уметь писать все, но кто же так сейчас умеет. Это утрачено, а если еще встречается, то удивляешься. Написано живо. Видно, слышно, ощутимо на ощупь, уловим вкус и запах». В книге представлены фото театральных костюмов Людмилы Максаковой и реквизита ее спектаклей. В главе под заголовком «Обратная точка» опубликованы статьи, посвященные творчеству актрисы, в трудовой книжке которой всего одна запись – Вахтанговский театр. Среди авторов статей – Михаил Ульянов, Виталий Вульф, Роман Виктюк, Мария Максакова, дочь актрисы.