САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина ОРЛОВА

Хохмачи – люди легкие

Народный артист СССР Геннадий Овсянников любит пошутить

Даже над собственной фамилией, мол, она у него – лошадиная. Хотя он действительно всегда пахал – как лошадь. С 1957 года – в белорусском Национальном театре им. Янки Купалы. Один театр. Одна жена. И, кажется, одна киностудия – «Беларусьфильм». 

Настолько самобытный национальный актер, что режиссеры, возможно, попросту не знали, как использовать этот талант не в белорусском материале. Мы давно дружим, но почтительно обращаемся друг к другу по имени-отчеству. – Давай, Геннадий Степанович, начнем с твоей родословной… – Родился в Могилеве. Отца не помню, он рано умер. Мать быстро вышла замуж вновь и отдала меня на воспитание тетке, потом я видел ее всего три раза. Тетя Марфа Гавриловна Цибульская, сельская учительница, меня и вырастила. Так что кровей я незнаменитых, зато учительская среда рано начала пичкать меня книжками – огромное ей спасибо. До сих пор единственное хобби – почитать. На мне род Овсянниковых заканчивается. Наследников нет. 

– Что-то мы грустно с тобой начали. Кто тебя не знает, не подумает, что ты – прежде всего актер комедийный, хохмач и сказитель веселых баек, сказочник на радио, хитроватый деревенский дед в кино. Впечатление такое, что вне юмора ты и не существуешь, это твое естественное состояние или дань профессии?

– Я по жизни весельчак. Мне так жить легче, хотя с годами становлюсь грустнее. Да и коленце, как прежде, отколоть уже не могу. Профессия все больше вглубь уходит, в мозги. 

– По-моему, ты цирк любишь. Есть ли что-то общее у театрального комика и клоуна?

– Помню, были такие белорусские циркачи братья Воронецкие – человек пять. Они перекидывали чугуны и ловили их на ухват. Так вот я часами мог смотреть на них. У меня так, как ни старался, не получалось. Мне проще поговорить, а в цирке есть великая достоверность. Там работать надо и всегда быть в тонусе. Думаю, что клоуны – люди очень серьезные. Вспомните Юрия Никулина, Олега Попова… Мы же, комики – хохмачи. Мы наивные и легкие. Чаще смеемся над собой. Выйти и на цирковую арену, и сыграть в кино мог только Юрий Никулин. Что-то от цирковых клоунов было и в Ролане Быкове, и в Евгении Леонове, даже в Фаине Раневской. Мои кумиры – Грибов, Жаров, Мартинсон, Яншин. Из наших белорусских – Глеб Павлович Глебов или витебский актер Александр Константинович Ильинский. У этих людей гигантский выброс смеховой энергии. 

– Знаю про твою любовь к Чехову. Тебе посчастливилось сыграть в «Свадьбе», поставленной в купаловском театре московской командой. Спектакль объехал Россию и Францию. Тебе все пели дифирамбы за 15-минутный выход в роли Ревунова-Караулова. А это персонаж трагикомический.

– Вот-вот, наиграться так и не успел. Стоит вспомнить споры Станиславского и Чехова о том, почему писатель упорно называл свои пьесы комедиями? У него нет ни клоунов, ни комиков, зато присутствует нечто другое – философия. Я вот мечтаю сыграть Фирса. Но не ставят «Вишневый сад». А в «Чайку» меня не пригласили. А хотелось бы попробовать взять еще одну высоту с моего нынешнего понимания чеховского и комического. 

– Веселые артисты всегда производят впечатление счастливых людей.

– Я и есть счастливый. Учился у лучших педагогов. Работаю в лучшем театре страны. Последним удостоился звания народного артиста СССР в 1991 году. После меня его никому не давали. Жена Нина Владимировна, с которой мы вместе более 30 лет, слава Богу, не из театральной среды. Встретил своего драматурга и своего режиссера. Играл во всех пьесах Андрея Макаенка. Работал в большинстве спектаклей Валерия Раевского. Друзьями не обделен. Врагов нет. 

– Смотришь ли работы коллег в других театрах?

– У себя в театре все смотрю. У других иногда. Бывает, правда, что не досиживаю до конца. Потому что мне не интересно смотреть на то, что и сам умею. Не люблю, когда о чувствах рассказывают или все показывают. В искусстве должна быть загадка, чтобы зритель сомневался и мучился. Образец на всю жизнь – московский спектакль «Господа Головлевы» со Смоктуновским в главной роли. Спектакль шел больше трех часов, а мне казалось – минуты. Испытал потрясение. Или «Дальше тишина» с Раневской и Пляттом. 

– А ты смог бы сыграть такую любовь, как в спектакле у этой пожилой пары? Вообще приходилось ли играть любовь мужчины и женщины? 

– Такую, как у Шекспира? Нет, конечно. Не довелось. В партнерстве с Галиной Макаровой много играли семейных пар. Сейчас вот партнерствуем с Тамарой Мироновой. Но это любовь устоявшаяся, что ли, бытовая, сельская, без признаний и монологов о чувствах, со взрослыми детьми. Боюсь, мне не поверят, если начну всерьез в любви объясняться. Сцена проявляет человеческую суть. А я на сцене с молодых лет пожилых играю. Помните, Анна Ахматова писала: «Некрасиво, когда пожилой человек познает таинство любви». Хотя в натуре я совсем еще даже нестарый. 

– Что тебе интересно за пределами профессии актера? Машины? Дача? Поездки за границу? Алкоголь? Женщины? 

– Никогда не привлекали машины и дачи. Денежные накопления долго не задерживаются. За рубеж ездил только на гастроли с театром. Вдали от дома уже на третий день начинаю томиться. Отдыхать там не умею. Не обращай внимания на пафос – но что мне Испании и Египты?! А вот два последних вопроса вызывают радостные воспоминания. Это согревает. 

– Напоследок не могу не спросить об учениках. У такого самобытного актера должны быть последователи. Педагогикой не пробовал заниматься, ты ведь знаешь профессию изнутри? Вспоминаешь, как в молодости, стоя у кулисы, наблюдал за купаловскими мастерами? 

– Мои педагоги, царство им небесное, дали мне столько, что, боюсь, не смогу передать другим и половину. Я никогда не взберусь на плечи своих учителей. И пытаться не стоит. К тому же нынешняя молодежь, увы, за мастерами не наблюдает. Так что насчет учеников не знаю, а вот последователи есть. Меня весь театр копирует. Даже женщины. Правда, мало у кого хорошо получается. Непросто понять другого человека и устроить праздник. Как-то пытались меня затянуть преподавать в Университете культуры. Но я очень скоро понял, что педагогика – адова мука. И сбежал. Так что учить не умею. А вот учиться все еще люблю.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также