САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга КРУЧЕНКОВА

Хотите заглянуть в вечность?

В Полоцкой художественной галерее можно заглянуть в вечность и поверить в божий промысел

Выставка монументальной живописи уникальна. В ней удивительно все: материал, замысел, технологии, воплощение. Огромные, под три метра высотой, лики Христа, апостолов и святых смотрят со стен Спасо-Преображенской церкви, построенной в XII веке по замыслу преподобной Евфросинии Полоцкой. В качестве музейных экспонатов не картины, не иконы, а фрески храма. В XIX веке они были нанесены на стены поверх старых. Раскрывать древние фрески здесь начали еще в 1992 году, однако недостаток средств сильно тормозил процесс. Теперь реставраторы, музейные и научные работники, монахини Спасо-Евфросиниевского монастыря уверены, что задержка была неслучайной. Промыслительной, сказал бы человек верующий. Спустя десятилетие стало ясно: если бы деньги выделялись по плану, верхние слои живописи просто счистили бы стружкой на пол и снесли на свалку. Теперь же росписи XIX столетия, перенесенные со стен на другую поверхность, можно увидеть в картинной галерее.

Как только выяснилось, что на стенах Спаса – так полочане называют храм святой Евфросинии – от пола до самого купола хорошо сохранились древние фрески и придется отслаивать большую площадь более поздней живописи, стали думать, как сохранить изображения позапрошлого века. К поиску решений привлекли людей разных профессий. Коллективный труд, говорит директор национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева, дал впечатляющий результат:

– Искусствоведы, музейщики, реставраторы, программисты, дизайнеры нашли способ сохранить и представить широкой публике культурные слои сразу нескольких веков. Это серьезный вклад не только в научную базу, но и в сердца всех, кто переживает за сохранение нашего общего наследия, хочет, чтобы мы знали свое прошлое и строили будущее, опираясь на великие примеры.

Реализовать столь масштабный проект было бы невозможно без поддержки государства, на него были выделены гранты Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Помимо сохранения исторического наследия, эта экспозиция станет учебным пособием для будущих поколений реставраторов. О технологии по закреплению и перенесению изображений, которую разработал реставратор высшей квалификации, главный искусствовед межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России Владимир Сарабьянов, снят фильм и его можно посмотреть в музее.

Обычному человеку даже трудно представить то, что сделали реставраторы: на площади почти в тысячу квадратных метров скальпелем они скрупулезно очистили каждый миллиметр фресковой живописи. Работать приходилось в респираторе – растворители очень вредны для здоровья. В среднем в день реставратор успевал отслоить всего от 15 до 25 квадратных дециметров. Верхний слой, пропитанный специальным составом, размачивался и скручивался «трубочкой», чтобы потом превратиться в картины размером от одного до семи квадратных метров. В таких объемах отслоением настенной живописи не занимались нигде в мире – похожую технологию применяли раньше только в иконописи.

По словам руководителя группы белорусских реставраторов Юрия Малиновского, весьма необычно и то, что снятые со стен изображения уже представлены в музее: «Как правило, спасенные вещи лежат в хранилищах по 30-40 лет. А здесь колоссальные объемы настенных росписей, во-первых, были расслоены в течение шести лет, и уже их может увидеть посетитель музея. Спасибо российским коллегам за их решающий вклад в этот процесс: они отдали нам собственную технологию, научили наших реставраторов всем техническим нюансам и сами приняли участие в этой работе».

Реставрация, возможно, единственная область искусства, где авторы дарят свои секреты коллегам, потому что понимают: благодаря таким знаниям может быть что-то спасено. В свою очередь, Спасо-Преображенский храм, как признается автор методики Владимир Сарабьянов, каждый день раскрывал перед ними свои тайны.

В Спасе нестандартный подход к выбору сюжетов, например Борис и Глеб на стенах полоцкого храма написаны не канонически, а как портреты. Вся живопись, по словам специалиста, невероятно интеллектуальна, под каждым изображением есть подписи. По фрескам, созданием которых руководила святая Евфросиния, можно понять, как она ощущала мироздание: храм строился для личной молитвы.
Нетривиальная задача стояла и перед устроителями выставки. Помещение галереи узкое, размеры фресок очень большие. Кроме того, художники, которые расписывали стены в XIX веке, повторяли сюжеты XII столетия, но делали это в соответствии с требованиями своего времени. И хотелось, чтобы зритель смог увидеть двойной комплект росписи для одной и той же стены. Художник-дизайнер Игорь Куржалов не скрывает, что чувствовал, как его словно кто-то подталкивает к решениям: «Мы старались сделать экспозицию воздушной, чтобы посетитель ощутил, что изображения словно висят в воздухе – все-таки это лики со стен храма, который и есть небо на земле. Удалось сохранить двухслойность: панно с фрагментом росписи 1834 года можно отодвинуть и сравнить его с росписью 1885 года. Позже экспозицию дополнят и надписи, оставленные на стенах храма в разные периоды времени. Они также представляют большую историческую ценность».

Сохранившийся Спасо-Преображенский храм полоцкого монастыря считается воистину чудом. Подобных памятников архитектуры и культуры XII века – единицы на всем белорусско-российском пространстве. Его расписывали византийские мастера, их умения, говорит Юрий Малиновский, буквально поражают воображение: «В алтарной части храма есть изображения Иоакима и Анны – родителей Богородицы. Фигуры высотой по 3,5 метра написаны за один раз, без перерыва. Монументалисты, похоже, работали в пять рук, причем ученики и мастера рядом. Они знали законы перспективы: сама по себе церковь небольшая, но внутри она кажется огромной. Это ощущение возникает из-за особенностей написания фигур и ликов. Современные художники все время пытаются срисовать время, но такими технологиями не владеют».

В этом храме и на выставке любой человек почувствует: к вечным ценностям пыль времени не пристает. С точки зрения материалиста, все это невероятно и нереально. Настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игуменья Евдокия на открытии выставки сказала, что подобное чудо, когда 900 лет не стерли с лица земли крошечный храм и в нем живы еще первозданные фрески того времени, хранятся нетленные мощи преподобной Евфросинии, мы можем видеть благодаря духовной жизни белорусской святой. Она была всей душой устремлена к Богу, и многое из того, к чему она прикасалась, даже на земле получило вечную жизнь.

Спасо-Преображенский храм таит в себе еще одну историческую сенсацию. Оказывается, живопись была и на его фасадах – уникальное явление для того времени, когда даже стены не всегда штукатурили. Но насколько хорошо сохранилась внешняя роспись XII столетия, реставраторы пока сказать не могут.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь выдаст Турции ее гражданина, обвиняемого в убийстве
  2. Полковник Райснер: ФАБ-3000 ВС России полностью уничтожают пункты размещения ВСУ
  3. В России поддержат развитие креативных индустрий
  4. Северный флот сообщил о развертывании сил в Баренцевом море в рамках масштабных учений ВМФ
  5. Володин принял участие в церемонии инаугурации президента Ирана
  6. В России легализован майнинг криптовалют
  7. Владельцев блогов и каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков обяжут передавать сведения о себе в Роскомнадзор
  8. Госдума усилила госконтроль за соблюдением трудовых прав граждан
  9. Белорусские пограничники задержали украинца с поддельным паспортом
  10. Госдума приняла поправки, ограничивающие число сим-карт на одного человека
  11. Госдума РФ приняла законы о запрете треш-стримов
  12. Приговоренный в Беларуси к казни немец попросил Лукашенко о помиловании
  13. Вячеслав Володин прибыл в Тегеран на инаугурацию Масуда Пезешкиана
  14. Владимир Путин принял с докладом главу «Ростеха» Чемезова
  15. Минобрнауки предлагает строить жилье для аренды студентами рядом с вузами

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

В космосе только девушки

Юлия Новицкая

Сейчас уже не удивляются, когда слышат, что женщины работают в открытом космосе.

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также