32-летний баритон Национального Большого театра оперы и балета Илья Сильчуков не только любимец белорусской публики, но и званый гость во многих зарубежных театрах. Например, на сцене словацкой Национальной оперы он пел Валентина в «Фаусте» Гуно, на сцене Франкфуртской оперы – Шакловитого в «Хованщине» Мусоргского, в Римской опере – Фиорелло в «Севильсом цирюльнике». На сценах Брно (Чехия), Белостока (Польша), Таллина и Брегенца (Австрия) исполнял партию Жермона в «Травиате» Верди.
Илья Сильчуков – лауреат трех Гранд-премий специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, победитель десятков международных конкурсов, в том числе IV – Vocal Genial в Германии, XII – имени Година в Словакии, I – имени Магомаева в России. Недавно солист решил попытать удачу в «Большой опере» на телеканале «Россия-Культура». Теперь каждую субботу он появляется в эфире одного из самых рейтинговых российских шоу.
– Илья, как вас, одного из самых активных белорусских солистов – конкурсы, гастроли, выступления с зарубежными театрами – еще и в телепроект занесло?
– Совершенно спонтанно. Увидел в Интернете, что идет кастинг участников 3-го сезона «Большой оперы». Сроки поджимали, можно сказать, я вскочил в последний вагон. Через несколько дней мне позвонила шеф-редактор проекта Ольга Петелена и сказала, что мое письмо убедило организаторов пригласить меня на собеседование. А худсовет с ходу одобрил мою кандидатуру.
– Что значит для вас участие в этом проекте?
– Это совершенно новый для меня опыт. В телешоу я не участвовал. Выступать на конкурсах солистов и в телеконкурсах – две большие разницы. Я никогда не работал с камерами, с телевизионными режиссерами, со сценическим светом. Все приходится познавать впервые.
– Перед кем выступать волнительнее – перед театральными или телезрителями?
– Сложно сказать. Волнуюсь перед каждым выступлением.
– Вам часто приходится ездить на репетиции и записи шоу в Москву. Это не мешает работе в театре?
– Нет, в театре мне всегда идут навстречу. Благодарен руководству, которое поддерживает меня. Осознаю, как ответственно представлять белорусский театр в этом международном проекте.
– Говорит ли, на ваш взгляд, появление проектов, отличных от попсовых «Фабрик звезд» и «Хочу к Меладзе», о том, что у публики растет интерес к высокой музыке?
– Думаю, что появлением «Большой оперы» мы во многом обязаны тем самым попсовым шоу. Они заставляют продюсеров российского телеканала «Культура» задумываться над тем, как популяризировать жанры оперы, оперетты и т.д. Для «Большой оперы», на мой взгляд, выбран удачный формат. Все происходит в жанре шоу, который так любят телезрители. Мне сложно судить, растет ли интерес к самой опере. В разных странах в разное время наблюдались вспышки интереса к классическим жанрам искусства. Например, в Литве несколько лет подряд были популярны оперные телешоу. В них участвовали мои друзья. Да и российская «Большая опера» идет уже третий сезон. И это самый рейтинговый проект телеканала «Россия-Культура».
– Петь в опере было вашей детской мечтой?
– Нет, к опере я пришел благодаря родителям. Я был не очень усидчивым и музыку не слишком любил. Мама это видела, но на всякий случай отдала в подготовительную группу музыкального лицея. И какие-то способности там проклюнулись. Я окончил два курса консерватории по специальности «хоровое дирижирование» и параллельно 3-й и 4-й курсы вокального отделения Минского музучилища имени Глинки в классе Адама Османовича Мурзича. К 3-му курсу консерватории я понял, что хочу быть певцом, и перешел на вокальное отделение Академии музыки.
– Спустя время можете представить, что могли бы заниматься чем-то другим?
– Сейчас это сделать сложно, я вошел во вкус.
– Похоже, вы – везучий человек, недавно стали двухмиллионным пассажиром, которого принял в этом году Национальный аэропорт «Минск». А ваши победы на конкурсах, новые партии, предложения от зарубежных театров – это тоже везение или результат работы?
– Никогда себя везунчиком не считал. Ни в жизни, ни в творчестве. Поэтому историю с аэропортом принял за розыгрыш. Тем не менее я полностью согласен с известным басом Паатой Бурчуладзе, который однажды сказал, что в успехе певца важны три составляющие – случай, случай и еще раз случай. Можно долго трудиться, стараться, ночами не спать – и ничего не достичь. Многие солисты могли бы сделать ошеломительную карьеру, но по разным обстоятельствам сделать не могут. А есть певцы, в которых на первый взгляд сложно что-то разглядеть, но они умеют успех у зрителя.
– Какая из партий ближе всего вам по духу, темпераменту?
– Они все для меня особенные, будь то Онегин, Иван Королевич в «Кощее Бессмертном», Роберт в «Иоланте», князь Елецкий в «Пиковой даме», Жермон в «Травиате», Моралес в «Кармен» или Валентин в «Фаусте».
– А есть ли партия, которую вы хотели бы исполнить?
– Мне хотелось бы спеть всего Верди, всего Чайковского и так далее. Но тут как Бог даст и здоровье позволит.
– Чувствуете ли вы, что Большой театр оперы и балета Беларуси – это ваше место?
– Это мой первый театр, здесь я родился как солист. Здесь после окончания консерватории мне доверили спеть выпускной спектакль «Евгений Онегин». Это был последний спектакль перед закрытием театра на реставрацию. После него меня сразу приняли в труппу. Для меня это действительно уникальный, единственный и родной театр.