В программе участвовали семь постсоветских стран – Казахстан, Грузия, Эстония, Армения, Украина, Литва и Молдова.
На открытии фестиваля в Женеве показали картину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Сам режиссер не приехал – выпускал в театре Виченцы в Италии софокловского «Эдипа в Колоне» на музыку Прокофьева. А в Лозанне за два дня до открытия показали комедию «Горько 2» Жоры Крыжовникова. Публика первого фильма не видела, тем не менее изумлялась стихии загадочной русской жизни, где едины и свадьба, и похороны. Собирает программы фестиваля, как и год назад, швейцарский режиссер Елена Хазанова, уроженка Москвы, в школьном возрасте покинувшая Россию вместе с родителями. Скорее всего, весной мы увидим ее новую картину, снятую в Санкт-Петербурге, – «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.
И если год назад гостями фестиваля были сплошные «випы» – Никита Михалков, Павел Лунгин, Валерий Тодоровский, то на этот раз состав был пестрым. Приехали начинающие режиссеры – Иван Твердовский-мл. с «Классом коррекции», Нагина Сайфуллаева с дебютом «Как меня зовут», ученики Марины Разбежкиной во главе с учительницей, представлявшие документальные работы. Специально приглашенным гостем был уроженец Лозанны, французский актер Венсан Перес, в последнее время зачастивший в Россию. Классику советского кино – от «Броненосца «Потемкина» до фильмов «Летят журавли» и «Солярис» – представлял глава «Мосфильма» Карен Шахназаров.
Жюри – из швейцарских кинематографистов и театральных деятелей – вручило Гран-при картинам – «Керту» Ильмара Раага из Эстонии и грузинской ленте «Слепые свидания» Левана Когуашвили. Рааг повествует о жизни одинокой провинциалки и ее деспотичного отца. А Леван, выпускник ВГИКа, ученик Марлена Хуциева, снял нежную ленту, пронизанную ностальгией по советскому прошлому. Его герой – 40-летний учитель истории Сандро не может определиться в жизни, постсоветские реалии выбили у него почву из-под ног. Эту роль сыграл сценарист Андро Сакварелизде. А в роли его отца мы увидели классика грузинского кино Кахи Кавсадзе, всем знакомого по «Белому солнцу пустыни». За режиссуру отметили Ивана Твердовского-мл. – его дебют «Класс коррекции» вызывает у соотечественников самую разную реакцию. А иностранцам картина нравится именно предельной жесткостью разговора о жизни подростков, лишенных нормального детства. Приз зрительских симпатий получила комедия на национальную тему «Ч/Б» – дебют Евгения Шелякина.
Показали в Женеве и одну из самых значительных казахских картин последнего времени – «Нагиму» Жанны Исабаевой, снятую на русском языке. Она рассказывает о 18-летней девушке из детдома, вынужденной ютиться в убогой комнатушке, кормиться объедками из столовой, где трудится посудомойкой. При этом Нагима поддерживает подругу по детдому, которая вот-вот станет матерью. А когда та умрет, заберет младенца и… сбросит его с горы, чтобы не страдал, как покойная мать и она сама. Сильная получилась картина, разве что слишком жесток финал, где все происходит на глазах у зрителей.
На открывшемся через несколько дней после швейцарского смотра 27-м Токийском фестивале впервые за последние годы показали в конкурсе российскую картину – «Испытание» Александра Котта. В программе «Мировой фокус» участвовали картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Кукурузный остров» Георгия Овашвили. Питерская актриса Ксения Раппопорт вместе с Эмиром Кустурицей представили конкурсную картину «Ледяной лес» молодого режиссера Клаудио Ноче (Италия). Фильм отражает ужас итальянцев перед обрушившимся на них притоком нелегальных мигрантов. Парня из Восточной Европы, причастного к давнему убийству, сыграл Эмир Кустурица. В шубе а-ля Емельян Пугачев, он воплотил весь кошмар славянской вольницы из разоренной войной страны.