САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Вневременные кисти Владимира Штейна

Искусствоведы называют Владимира Штейна живописцем, существующим вне времени, хотя сам художник, уроженец Крыма и выпускник мастерской портрета Ильи Глазунова в Суриковском институте, хорошо знает «свое» время – XIX век и современность

Этапными работами художника называют «Храм Гроба Господня в Иерусалиме», «Портрет Альберта Александровича», «Северный житель», «Несение креста. Голгофа». Но зритель, окунувшийся в его пейзажи – московские, северные, крымские, привезенные из Святой Земли, – и познакомившийся с его портретами, думаю, по-другому выстроит иерархию работ художника.

Владимир Штейн участвовал в воссоздании интерьеров Большого Кремлевского Дворца, в росписи храмов в Подмосковье и под Екатеринбургом, в создании икон для Марфо-Мариинской обители. Работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. 

Сегодня член-корреспондент и дипломант РАХ, завкафедрой живописи Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Владимир Штейн – гость «СВ».

– Искусствоведы наделяют вас характеристикой – «художник не такой, как все». Можете пояснить, что они имеют в виду?

– Искусствоведам виднее, но речь может идти только о том, какой переворот случился в душах студентов мастерской портрета Ильи Глазунова, когда мы оказались в Риме, Венеции, Флоренции и Мадриде и своими глазами увидели живопись старых мастеров. Мы воспитывались на великой западноевропейской культуре, но в результате, как ни удивительно, стали больше ценить русскую культуру, потому что русское искусство показалось нам глубже. Вообще-то это было кодовое название – «мастерская портрета», потому что там занимались всеми видами и жанрами искусства. Илья 

Сергеевич открыл мастерскую как своего рода предтечу академии.
В конце 70-х времена были непростые, нельзя было ходить в церковь, а он возил своих учеников в Псково-Печерский монастырь, вывозил за границу. Вот и в моей душе, когда я увидел галереи мира, случился переворот.

Мастерская наша просуществовала до 1994 года, а академия образовалась года на три раньше и поначалу была «катакомбной» – для нее снимались помещения, вплоть до подвальных. Факультет архитектуры до сих пор располагается в Камергерском проезде. Ни для кого не секрет, что в Суриковском институте существовали места для абитуриентов из советских республик, которые фактически не сдавали экзаменов, а ребята из России шли на общих основаниях. Илья Сергеевич решил исправить ситуацию, и чиновники, выслушав его, академию утвердили.

Академия была создана с нуля, но мы говорим – воссоздана, потому что до революции в этом здании было Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учились и преподавали мастера, работами которых увешаны Третьяковка и Русский музей. Отчасти мы воссоздали традицию, прерванную годами Советской власти, после Училища живописи здесь были ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН, те самые институты, в которых провозгласили: «Искусство кончилось, пилим табуретки». Студенты-авангардисты и преподаватели вытащили работы Аполлинария Васнецова к входной двери: «Уходи отсюда, ты нам не нужен!..»

– Чувствовали ли вы себя революционерами, когда Илья Глазунов  предложил вам преподавать в академии? Как распределяли портфели?

– Не было никаких портфелей. Нам нечего было делить, у нас были одни идеалы, одна школа, и нам легко было находить общий язык со своим ректором и студентами. Мы восстанавливали хорошо забытое старое, наш учитель всегда подчеркивал, что мы – продолжатели традиций Императорской академии художеств и великой европейской школы. 

– Есть ли у вас своя формула современного искусства? 

– К сожалению, под «современной живописью» часто подразумевают нечто непонятное, смело размазанное на холсте, а на самом деле – это то, что интересно людям. А им всегда интересно что-то человеческое, близкое и родное. Покупая билет в метро, всегда заглядываю в окошко, где сидят кассирши. Мне интересно, что у них в каморках висит на скотчах. А висят там картинки из журналов «Огонек»: например, «Грачи прилетели» Саврасова, «Итальянский полдень» Брюллова или «Мишки в сосновом бору» Шишкина. Понимаю, кого-то это раздражает, но для людей это и есть современное искусство.

Люди находят отклик в нашем искусстве, значит, мы современны. Не вижу ничего плохого и в том, что темы часто берем не из современности. Хотя я, например, люблю писать Москву, но мне так тщательно приходится совершать отбор, чтобы на холст не попали «неправильные формы», что я делаю это все реже. Именно поэтому мне ближе XIX век. Очень люблю библейские мотивы. Дело все в том, что мы ощущаем себя продолжателями традиции, прервавшейся на рубеже XIX-XX веков. После революции к власти пришли коммунисты, которые утвердили понятие «авангарда»: мы – революционеры, матросы, солдаты и написали на знаменах имена Малевича и Кандинского.

– А себя вы считаете современным художником?

– Что за вопрос? Выходя с этюдником на улицы Москвы или уезжая в другие края, наблюдая восходы-закаты солнца, пытаясь передать красоту неба, я пишу современность. Разве не то же самое делали художники Возрождения и других эпох – каждый по-своему и с разной степенью мастерства? А библейские мотивы в XVXVII веках в Западной Европе считались самыми важными сюжетами. Это вечные мотивы, и они абсолютно современны – всегда важно, что привнесешь в этот сюжет именно ты. На Руси тогда развивалось монументальное искусство, которое пришло из Византии. Феофан Грек и Андрей Рублев – наши первые великие художники. А «Троицу» Рублева принято считать первой русской иконой.

– Вы не рассказали о своей дипломной работе «Несение креста. Голгофа» и о том, как эта тема продолжилась в вашем творчестве.

– В советское время мы жили по двойным стандартам. Меня, например, крестили тайком, в 7-летнем возрасте, в городе Ельце. Прекрасно помню, как мама отобрала у нас c сестрами крестики и сказала: «Детки, они будут лежать вот здесь» – и положила в шифоньер, под белье. Только попав в мастерскую к Илье Сергеевичу, я серьезно прочувствовал, что такое православная вера. Так получилось, что мы с Иваном Глазуновым, не договариваясь, выбрали один сюжет. Он писал картину «Распни Его!», а я – «Несение креста. Голгофа». С удовольствием продолжил бы евангельский цикл, но, к сожалению, сегодня жизнь такова, что художник вынужден думать о выживании. 

– И какие же жанры помогают вам выжить?

– Пейзаж, городской пейзаж, портрет. Мое кредо – не бояться никакой работы, но при этом все-таки сохранить душу и не продаваться. Очень вдохновляет меня Москва. До сих пор люблю погулять вечером по любимым уголкам центра. Вторая любовь – Русский Север. Посмотрите, вот деревня Цевозеро в Архангельской области, где стоит знаменитая колокольня, которую рисовал еще Иван Билибин. Рисовал он и деревянную церковь, которая стояла рядом, – туда бабки до сих пор ходят молиться, там остался лаз величиной с портфель, они туда заползают и служат сами. А это очень известная церковь Георгия Победоносца в Пермогорье. Знаменитое место, где расписывали потрясающую деревянную посуду, делали прялки, братины, утицы и много других красивых вещей. Только одна поездка на Русский Север обогащает настолько, что оказываешься едва ли не подавлен богатством культуры на огромной территории и начинаешь чувствовать ответственность перед предками за сохранность ее.

Еще малая родина вдохновляет. Иногда пишу свое впечатление о ней. Звездное небо над Ялтой, крепость Чембало, остатки Генуэзской крепости в Судаке. Херсонес – одно из любимых мест на земле, Греция, кусочек античности: очень хорошо себя чувствую там. Сейчас «Мангуп-кале» пишу – древнее поселение в Крыму…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко направился с официальным визитом в Пакистан
  2. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку
  3. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  4. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  5. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  6. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  7. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  8. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  9. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  10. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  11. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  12. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  13. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  14. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  15. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Кто сомневается - напрасно, ответ всегда будет

Чтобы снизить пыл погорячившегося Байдена и его своры, им сказали о последствиях. И показали в действии новое супероружие - «Орешник».

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также