Давно такого не случалось с белорусскими фильмами. Несмотря на то что в новом фильме – продолжении популярной комедии Игоря Добролюбова «Белые росы» – смогли участвовать не все актеры, фильм запомнится зрителям благодаря любопытному переплетению сюжетных линий, четко высказанной морали и небольшой роли Николая Караченцова. Завязка до боли знакома: бизнесмены во главе с инвестором в Германии соблазнились на территорию в «красивой перспективной стране» для строительства элитного дома отдыха. В авангарде – «новые белорусы», которые во что бы то ни стало хотят разбогатеть, а новый проект обещает крупные барыши. Но вожделенная земля занята хутором с тремя жильцами, поэтому молодые, да ранние Бодя и Русаченко (Павел Харланчук и Сергей Жбанков) обязательно должны решить проблему.
Один из жильцов хутора Андрей Ходас (Юозас Будрайтис) – персонаж «Белых рос». Появляются и новые герои: пенсионер Струк и немая девушка Полина. А в одной из городских квартир уже 20 лет ждет своего мужа Васю Ходаса (Николай Караченцов) его жена Маруся. В этом же городе живет их взрослая дочь Галина с мужем Иваном (Андрей Мерзликин) и дочерью Аней. В фильме несколько сюжетных линий, объединенных борьбой бизнесменов с жителями деревни за землю. Кроме того, зритель наблюдает за развитием отношений нескольких пар.
Директор киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович утверждает, что целью фильма было напомнить зрителям, что главные ценности в жизни – дом и семья, а не деньги. Однако подобные цели преследует масса конвейерных, и не только, постсоветских и зарубежных картин, потому что воспевание добра и вечных ценностей нравится массовому зрителю. Создателям новых «Белых рос» нужно было выделиться из ряда картин, и комедия Добролюбова послужила в этом деле художественным ориентиром.
Но, к сожалению, многое в картине Александры Бутор вызывает недоверие, начиная с немецких инвесторов, вкладывающих деньги в обустройство живописного природного уголка. Да и застывшая в любовном оцепенении Аня, впервые увидевшая Русаченко, или Полина, страстно влюбившаяся в проезжавшего мимо Артема, не убеждают. Эти сентиментальные эпизоды словно взяты из тех самых «конвейерных» мелодрам. Но, пожалуй, главное отличие «Возвращения» от первой ленты – в его нервном ритме, развивающемся по синусоиде, в отличие от размеренного повествования «Белых рос». Нехватку убедительности и человеческой теплоты авторы пытаются наверстать парой ярких эпизодов. Хеппи-энд снят в волнующе сентиментальной манере: земля не просто остается во владении прежних жильцов, она собирает всех героев фильма, излучающих счастье и любовь. Трогательность финалу, по мысли авторов, должно придать и возвращение аиста в покинутое гнездо.
Снимались в фильме в основном белорусы, исключая Юозаса Будрайтиса, Андрея Мерзликина и Николая Караченцова. Его жена Людмила Поргина перед премьерой в Минске рассказала, как после звонка Александры Бутор с предложением сняться в сиквеле «Белых рос» спросила у мужа, хочет ли он сниматься. И когда он ответил «да», они решились на риск. И не зря – одной фразой «Маруся, я вернулся» актеру удалось создать трогательный и жизнеутверждающий эпизод.
Фильм вполне подпадает под определение гламурного проекта, сияющего лицами красивых актеров, полного ненавязчивой мелодраматичности и повсеместного «торжества любви», юмора и «обязательного» пафоса. Но поскольку, как и культовая картина Игоря Добролюбова, фильм пропагандирует вечные ценности, он автоматически занял место среди стоящих картин.
Премьера в Москве запланирована на 22 декабря.