САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Татьяна СЕРГЕЕВА

Строгий человек с Таганки

На прошлой неделе театральный мир простился с Юрием Любимовым

Вместе с создателем легендарного театра на Таганке ушла целая эпоха.
      
Рожденный в 1917 году, он словно был призван судьбой стать революционером. И стал революционером в театре. Парень из ярославской купеческой семьи в 17 лет оказался в Москве, поступил в театральную студию, а затем в знаменитую «Щуку» – училище при Театре им. Вахтангова. Долгое время играл на сцене и только после 40 заявил о себе как о режиссере. Как известно, кто долго запрягает, быстро едет. Постановка «Доброго человека из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта стала совершенно новым словом в истории отечественного театра. А актеры спектакля составили труппу будущего Театра на Таганке – любимовского детища. Любимов-режиссер станет вихрем, который  ворвется в театральную Москву, вскружит головы зрителям и заставит совершенно по-новому увидеть картину мира.
      
Его Таганку называли «островом свободы в несвободной стране». Бескомпромиссность, столкновение контрастов, постоянное движение – вот что отличало спектакли Любимова. Он открыл дорогу к зрителю для таких постановок, которые нельзя было представить на сцене советских театров ранее. И вдохнул новую жизнь в классические пьесы. Поэтому таким мощным взрывом в театральном мире прогремел спектакль «Гамлет». Актер, играющий под руководством Любимова, – это оголенный нерв. На сцене Таганки не играли – на ней горели в едином творческом порыве. «Грешно быть вялым на сцене», – всегда повторял Любимов. Достаточно вспомнить, как рвался в цепях Хлопуша в «Пугачеве» в исполнении Владимира Высоцкого: «Я хочу видеть этого человека!» И как отчаянно взывал к справедливости честный водонос Ванг в исполнении Валерия Золотухина в «Добром человеке из Сезуана». И раскачивалась на часовом маятнике неистовая Маргарита, которую в разное время играли и Нина Шацкая, и Ирина Линдт.
      
На руку сыграло и время. Это была «оттепель». И режиссер, ребенком запомнивший арест родителей и 1937 год, доносы и репрессии, наконец-то дождался своего времени, когда можно было уже не оглядываться, не умалчивать, а творить по велению души. Но оттепель – не весна, а временное потепление. Любимов не скрывал своего несогласия с культурной политикой советского руководства, о чем рассказал в интервью западным журналистам во время гастролей – за что и поплатился. Сначала запретом ряда спектаклей (в том числе «Бориса Годунова» и «Владимира Высоцкого»), а затем и лишением советского паспорта. «Как бродяга мотался по Европе, – вспоминал позже сам Любимов. – И как был русским, так и остался». Несколько лет он провел в вынужденной эмиграции. В то время как родина проклинала, весь мир рукоплескал. Спектакль «Бесы» гастролировал по всему миру, великий Ингмар Бергман пригласил его поставить «Мастера и Маргариту» и «Пир во время чумы» на сцене Стокгольмского Королевского драматического театра. 
      
Но в 1988 году он вернулся домой, и его имя в графе «художественный руководитель» снова появилось на афишах Театра на Таганке. Столица встречала режиссера овациями, были восстановлены многие запрещенные спектакли, зритель ломился на Таганку. Но не суждено было почивать на лаврах. В самом театре зрел конфликт, вылившийся в раскол, – часть труппы во главе с Николаем Губенко покинула любимовский коллектив, основав новый театр – «Содружество актеров Таганки». Но Любимов продолжал усердно работать и призывал к этому актеров. 
      
Он стал наставником для нескольких поколений актеров. Но у артистов отношения с режиссером не всегда складывались гладко. У Любимова царила жесткая дисциплина: либо выполняешь требования режиссера – либо вон. Не все выдерживали. К сожалению, последние пять лет Таганка все чаще ассоциировалась со скандалами. Но внутри театра продолжала пульсировать творческая жизнь. Рождались новые идеи, открывались новые имена, и не зарастала к театру народная тропа. Даже после ухода Любимова с поста режиссера его имя актеры театра будут произносить с трепетом. И признавать: работать с Любимовым непросто, но это лучшая школа. 
      
Отметив 90-летний юбилей, Юрий Петрович оставался молодым душой и энергичным до последнего. Он воплотил давнюю мечту – российский зритель увидел эпическую постановку «Бесов». Затем была грандиозная премьера оперы «Князь Игорь» в его постановке на сцене Большого театра. Последней стала опера-буфф «Школа жен» на сцене Новой оперы – ее представили менее чем за полгода до смерти режиссера.
      
Он ворвался в мир режиссуры революционером, а ушел из этого мира  во сне. Не дожив лишь трех лет до 100-летия.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Госдума приняла поправки, ограничивающие число сим-карт на одного человека
  2. Госдума РФ приняла законы о запрете треш-стримов
  3. Приговоренный в Беларуси к казни немец попросил Лукашенко о помиловании
  4. Вячеслав Володин прибыл в Тегеран на инаугурацию Масуда Пезешкиана
  5. Владимир Путин принял с докладом главу «Ростеха» Чемезова
  6. Минобрнауки предлагает строить жилье для аренды студентами рядом с вузами
  7. Более 50 тыс. студентов обучаются в регионах по сетевым программам
  8. Трансмашхолдинг отправил в Беларусь первый поезд для Минского метрополитена
  9. Лукашенко и Зюганов обсудили проведение антифашистского форума в Минске
  10. В Государственной Думе проходит «правительственный час» с участием Валерия Фалькова
  11. Александр Лукашенко: Наукоемкое конкурентоспособное производство – это жилье, образование, экспорт и достойные зарплаты
  12. После ДТП с поездом Казань – Адлер в больницах находятся 22 пострадавших
  13. Венгрия упростила условия въезда для граждан России и Беларуси
  14. Мужские соревнования по триатлону на ОИ перенесли из-за низкого качества воды в Сене
  15. Александр Лукашенко и Игорь Сечин обсудили сотрудничество Беларуси с «Роснефтью»

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

В космосе только девушки

Юлия Новицкая

Сейчас уже не удивляются, когда слышат, что женщины работают в открытом космосе.

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также