«Если мир расколется – трещина пройдет через сердце поэта», – писал Генрих Гейне. Октябрьская революция действительно прошла через сердце Есенина. А потому его творчество, больше знакомое лирикой и меньше гражданским звучанием, помогает взглянуть и на нашу историю глазами чуткого и проницательного очевидца.
Каждый год в село Константиново Рязанской области со всей России приезжают поклонники таланта Есенина, чтобы почтить его память, приобщиться к местам, дорогим его сердцу, вдохнуть воздух местных просторов. Программа празднования состоит, как правило, из концертов песенных коллективов, чтения стихов со сцены, ярмарки изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и традиционных народных промыслов Рязанского края.
Этот год не стал исключением – как всегда, украсил праздник исполнением песен на стихи Есенина песенно-инструментальный ансамбль «Радуница», который отметил в прошлом году свой 30-летний юбилей. Этот коллектив назван по первому сборнику стихов Есенина и входит в штат музея-заповедника. Художественный руководитель ансамбля Александр Ермаков сказал: «Есенин – самый музыкальный поэт, на его стихи написано более 5 тысяч музыкальных произведений, более 300 композиторов обратились к его творчеству. Поэтому мы даже вступили в Ассоциацию музыкальных музеев. И делаем все для того, чтобы популяризировать имя великого поэта – с музыкой стихи звучат еще сокровенней».
В Доме культуры села Константиново на празднике состоялся концерт исполнителя русских романсов, заслуженного артиста России Олега Погудина. Его манера исполнения романсов изысканна и проникновенна. Артист-интеллектуал тонко чувствует есенинский материал и способен емко выразить, чем особенен Есенин для русской поэзии и России вообще. «У Есенина особая интонация, очень живая, певучая и естественная, – сказал Олег. – В начале XX века народная поэзия была в моде, ее искали, конструировали, под нее было много подделок. А Есенин был самим собой. Его талант – очень русский, народный, в нем нет никакой фальши. Поэтому Есенина принимают не только на родине, в его поэзию влюбляются в столицах. Стоит заметить, что он и сам стремился в город и вырвался туда, как только у него получилось. И с городом был связан, и городом жил, ему это было интересно. Бесспорно, стихи его корнями из деревни, но они очень понятны и в городе. Со временем его поэзия начинает формировать эстетику русского языка. Ну а поскольку в славянской традиции народ и язык – синонимы, то русский язык без есенинской интонации немыслим».
С интересом смотрелся спектакль Московского музыкального театра «Амадей» «Анна Снегина» по поэме Есенина. Его премьера состоялась 12 лет назад на фестивале «Музыкальное лето в Константинове». «Я чувствую себя просветленным... Так много и легко пишется в жизни очень редко», – писал с Кавказа Есенин в конце 1924 года Галине Бениславской. На юге поэт создал несколько шедевров, в том числе «Анну Снегину», – этот период в его творчестве можно сравнить с «болдинской осенью» Пушкина. Замысел одного из лучших произведений Есенина родился после поездок в Константиново весной и летом 1924 года – действие «Анны Снегиной» происходит на родине поэта. В образе героини угадываются черты помещицы Лидии Ивановны Кашиной. В ее константиновском «доме с мезонином» сейчас находится музей поэмы «Анна Снегина».
Поэма неоднократно инсценировалась в 1979-1982 годах в России и Италии. Одноименная опера А.Н. Холминова ставилась в разных городах, а в 70-м был снят фильм по опере Г. Агафонникова. В спектакле театра «Амадей» драматические актеры работают рядом с музыкантами, звучит музыка Г. Свиридова, С. Рахманинова, А. Вертинского, а также Е. Астафьевой. Это позднее произведение Есенина до последнего времени не входило в школьную программу. Сам поэт считал поэму одной из вершин своего творчества.
В течение долгого времени официальное советское литературоведение не замечало Сергея Есенина, до конца 50-х годов прошлого века, до так называемой оттепели, его почти не издавали под предлогом «упадочности» есенинской поэзии, о нем не упоминали в школьном курсе литературы и уж, конечно, не изучали его творчество. Поэзия Есенина не вписывалась в советское видение мира и никак не соответствовала советским понятиям об искусстве. Разве могла официальная критика допустить школьников, например, к таким строкам из «Анны Снегиной»:
«А все это, значит, безвластье.
Прогнали царя…
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ.
Открыли зачем-то остроги,
Злодеев пустили лихих.
Теперь на большой дороге
Покою не знай от них.
Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Расея, пропала…
Погибла кормилица Русь!»
…Чтобы проникнуться пониманием гения Сергея Есенина, нужно обязательно прогуляться по высокому берегу Оки, по живописным холмам и оврагам, посмотреть на поля и луга, знакомые нам по его стихам. Как заметил первый директор музея-заповедника С.А. Есенина Владимир Астахов: «Есенинские экспонаты – это природа!» А нынешний директор Борис Иогансон рассказал: «Ежегодно у нас проходит до 100 мероприятий, включая различные фестивали – музыкальные, поэтические, художественные, детские, отмечаем и календарные праздники – Рождество, Пасху, Масленицу. Празднуем День музеев, День памяти, но главным почитаем, конечно, Всероссийский Есенинский праздник поэзии. Праздники сопровождаются интерактивными программами – «Вспомнил я деревенское детство», «Дом с голубыми ставнями» и другими. Зрители остаются довольны. Об этом свидетельствуют цифры – в 2010 году посещаемость была 200 тысяч человек, а сейчас уже более 300 тысяч».