САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Людмила МИНКЕВИЧ

«Жар-птица» расправила крылья в Минске

Народный артист России Андрис Лиепа с Большим театром оперы и балета Беларуси готовит балет «Жар-птица» – тот самый, что в начале ХХ века произвел фурор в Европе

Это уже третий дягилевский спектакль, который ставит Лиепа с белорусской труппой. Премьеры намечена на 3 октября.
    
Корреспондент «СВ» встретилась с автором проекта «Русские сезоны XXI века» Андрисом ЛИЕПОЙ.
    
– С белорусским театром у вас давние отношения. Еще в 80-х вы репетировали на его подмостках с балетмейстером Валентином Елизарьевым. Насколько изменился с тех пор Большой театр Беларуси?
    
– Безусловно, реконструкция театра стала переломным моментом в его истории. Приехав в театр, признаюсь, приятно был удивлен его новыми интерьерами и возможностями. Заходишь и сразу ощущаешь, что попал в храм искусства. Для меня большая удача на протяжении последних нескольких лет делать здесь и спектакли.
    
– С белорусской труппой вы уже ставили балеты «Тамар» и «Шахерезада». Почему сейчас выбор пал на «Жар-птицу»?
    
– Как-то в разговоре с гендиректором белорусского театра Владимиром Гридюшко и худруком балета Юрой Трояном возникла идея организовать вечер Игоря Стравинского. Предполагалось, что на сцене вместе будут идти «Жар-птица» и «Петрушка». Но так как в театре готовится еще одна премьера – постановка Нины Ананиашвили «Лауренсия», решили перенести «Петрушку» на следующий год. Так что полноценный вечер Стравинского из дягилевского репертуара мы еще сделаем. А спектаклем «Жар-птица» делаем первый шаг к реализации идеи, которую хотим осуществить.
    
– Реконструированная вами «Жар-птица» идет на разных сценах уже более 20 лет. Будет ли белорусский спектакль отличаться от существующих вариантов?
    
– Думаю,  наш балет будет самой красивой из всех существующих интерпретаций «Жар-птицы». Он с новыми костюмами и декорациями. Художники потрясающе воспроизвели живопись Александра Головина – кажется, что его эскизы обрели реальное воплощение. Наша работа – это исполнение желаний Михаила Фокина и Сергея Дягилева, мечтавших о том, чтобы спектакли из «Русских сезонов» вернулись домой. Все они были сделаны для Парижа, для мировых гастролей. В Россию никогда не возвращались. Белорусская и русская балетные школы очень близки. Поэтому все, что мы делаем, абсолютно естественно и органично и для минских артистов, и для минской публики.
    
Выкладывая в Интернет фото с репетиций, вижу реакцию пользователей сетей и понимаю, что зрители ждут этот спектакль. И взрослые, и дети. Взрослые увидят реконструированную сказку из «Русских сезонов», а дети – абсолютно детский спектакль. Мы с Юрием Антоновичем даже обсудили возможность показывать «Жар-птицу» в разное время суток: утром – для детей, а вечером – для взрослых.
    
– Главные партии в спектакле репетируют пять пар, ведь это редкость для театров?
    
– Вы правы, можно по пальцам пересчитать театры, где в одном спектакле задействовано столько солистов. Это Большой театр в Москве, Мариинский театр (там танцевали даже восемь пар) и минский. Не припомню, чтобы за 20 последних лет где-то было больше артистов. Я ставил спектакли «Русских сезонов» в Кремлевском балете, с лучшими европейскими труппами в Дрездене, Марселе, Флоренции, Риме – но там нет таких составов.  
    
– Вы говорите о высоком уровне белорусских артистов…
    
– Несомненно. Я давно с ними работаю и считаю такую возможность подарком для себя.
    
– Не хотели бы поставить с белорусской труппой современный балет? Или сейчас вы настроены только на реконструкцию спектаклей?
    
– В проекте «Русские сезоны XXI» у нас есть как совершенно идентичные спектакли вроде «Жар-птицы», «Шахерезады», «Половецких плясок», «Болеро», «Видения розы», так и современные постановки: «Синий Бог», «Павильон Армиды», «Клеопатра – Ида Рубинштейн». Собственно, спектакли, оригинальная хореография которых не сохранилась до наших дней, – это интерпретация современных хореографов – с костюмами, декорациями либо идеей ХХ века. Один из таких спектаклей – «Тамар» – уже поставлен в Минске.
    
– Сегодня спектакли не обходятся без современных технологий. А как к ним относитесь вы?
   
– Сам Дягилев всегда был готов к нововведениям. Он использовал все новинки, которые появлялись в театральном искусстве. Я стараюсь это учитывать. В «Жар-птице», например, мы максимально используем свет. Ведь в первых дягилевских постановках его не было вовсе – первый электрифицированный театр в Париже был открыт в 1903 году. Так что и «Жар-птица», и «Петрушка», и «Шахерезада» шли при обыкновенном газовом освещении или просто при свечах. Использование в постановке возможностей современного светового оформления сообщает другой уровень спектаклю.  
    
– Вы ставите балеты по всему миру, насколько комфортен для вас такой режим работы? Не устали от постоянных переездов?
    
– К цыганской жизни я привык с детства. В семье, где мама – актриса, а папа – танцовщик, по-другому и быть не могло. То, что происходит сейчас со мной и сестрой, – это продолжение жизненной линии родителей. Другой жизни у меня попросту нет. Владимир Машков в интервью как-то признался, что любит гостиницы, которые для него как родной дом. И мне подумалось, что  отношусь к гостиницам точно так же. В Минске люблю «Журавинку», всегда в ней останавливаюсь, к тому же она находится близко от театра.
    
– Каково при таком графике управлять «Кремлевским балетом», где вы недавно назначены на должность худрука и главного балетмейстера?
    
– Пока у нас в театре, скажем так, пересменка. Закончился отпускной период у труппы. Мой предшественник Андрей Петров готовит к сдаче спектакль «Волшебная флейта». С 18 сентября начнется Международный фестиваль балета в Кремле. Так что, работая в Минске, как это было запланировано в прошлом году, я ничего не пропускаю в Москве.
    
– А впредь станет меньше поездок, как вы думаете?
    
– Вряд ли. «Кремлевский балет» много гастролирует. В октябре начнется тур по России – поедем по 10 городам. В конце ноября запланирована поездка с «Лебединым озером» на Тайвань. С 10 декабря труппа на месяц уезжает в Китай. А в следующем году у нас будут Лондон, Париж, а еще, надеемся, Монако. Ведь следующий год объявлен Годом культуры России в Монако, а поскольку в свое время именно в Монте-Карло и была собрана первая зарубежная дягилевская труппа, надеемся показать там «Русские сезоны XXI». Может, покажем за рубежом и спектакли с артистами белорусского театра – они уже несколько раз участвовали в подобных гастролях. Год назад в нашем туре по России в «Тамар» танцевали белорусы Ольга Гайко и Денис Климук. А в «Шахерезаде» с Колей Цискаридзе и Юлей Махалиной принимал участие белорусский кордебалет. Главное, чтобы совпали наши графики, ведь белорусский балет также много гастролирует. Насколько мне известно, в этом сезоне артисты собираются в Австрию, Азербайджан, Германию, Испанию, Францию.   
    
– Андрис, вы как-то признались, что хотели бы написать книгу о балете. Не отказались еще от этой идеи?
    
– Не отказался. Нужно собраться и сесть за работу. Мне сейчас 52 года. Думаю, к 55-ти книга будет написана.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку
  2. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  3. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  4. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  5. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  6. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  7. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  8. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  9. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  10. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  11. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  12. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  13. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  14. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  15. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Кто сомневается - напрасно, ответ всегда будет

Чтобы снизить пыл погорячившегося Байдена и его своры, им сказали о последствиях. И показали в действии новое супероружие - «Орешник».

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также