Большой семьи гармония
В мае Гродно принял у себя в гостях участников ХХ Республиканского фестиваля национальных культур. Фестиваль проводится раз в два года и охватывает всю Беларусь.
Гродненщина – самый небольшой регион Беларуси, но самый богатый по этноконфессиональной палитре. Здесь проживают представители 92 национальностей, и каждый третий житель относится к нетитульной нации, однако меньшинством, как и во всей Беларуси, себя никто не чувствует. Чтобы приобщиться к атмосфере национального единства, на праздник в Гродно приезжают и из дальнего зарубежья. В этом году было более 900 участников, 1500 гостей, а зрителей и болельщиков и не сосчитать.
Гродненцы тепло встречали как самые многочисленные диаспоры – русскую, польскую, украинскую, литовскую, так и представляемые всего одним человеком – таджикскую и турецкую.
Три дня исторический центр Гродно был творческой площадкой с колоритными национальными подворьями. Чуваши и мордвины показали народный праздник плуга и земли Акатуй, венесуэльцы устроили флешмоб «Танцуем с Латинской Америкой». На греческом подворье можно было побывать в гостях у древних богов, станцевать сиртаки и хасапико, у палестинцев – увидеть национальный свадебный обряд, у иранцев – поучиться искусству каллиграфии. На подворьях угощали кулинарными изысками. Редкий гость проходил мимо русской ухи, рядом можно было попробовать «кусочек Грузии» – хозяева подворья испекли 20-килограммовый торт, повторяющий очертания исторической родины, украинцы угощали варениками, белорусы – драниками… Русское подворье было одним из самых больших. Свыше 100 человек представили русскую национальную культуру, кулинарные блюда приготовили лучшие повара.
Концертные программы не смолкали до глубокой ночи – Лев Лещенко, группы «Ласковый май» и «Винтаж». На третий день состоялся праздник национального юмора «Гродно – Москва – транзит» с участием российских артистов.
В дни юбилейного фестиваля свершилось то, чего гродненцы ждали долгие годы: на месте утраченного храма в центре города был установлен Поклонный крест, освященный епископами Гродненской православной и католической епархий. Храм был основан князем Витовтом в 1389 году и взорван в 1961-м. За прошедшие годы был и католическим, и православным.
– Поклонный крест станет знаком нашего покаяния за темные пятна в истории. Пусть это событие будет также знаком нашего стремления к единству, к тому, чтобы на нашей земле никогда не было межконфессиональных и межнациональных конфликтов, – подчеркнул епископ Гродненский и Волковысский Преосвященный Артемий.
В память о фестивале в Коложском парке города представители диаспор посадили аллею Дружбы народов. Теперь амурский бархат будет набираться силы, соседствуя с экзотической магнолией, клонясь к березкам и рябинкам Беларуси.
Куклы по-взрослому
Международный фестиваль кукольных театров «Лялькi над Нёманам» собрал в Гродно актеров восьми стран.
Идея превратить на несколько дней старинный Гродно в «кукольный город» впервые осуществилась в прошлом году: тогда форум собрал актеров и режиссеров, критиков и зрителей из четырех европейских стран. И вот уже через год география гродненского фестиваля увеличилась вдвое. Лучшие спектакли, от классики до авангарда, представили на сценических площадках областного центра девятнадцать ведущих театров кукол из России, Украины, Сербии, Болгарии, Эстонии, Литвы, Польши и Беларуси.
Открыли пятидневный праздник незабываемым костюмированным шествием по улицам города. Его возглавил оркестр, а следом шла потрясающая «кукольная компания», которую постепенно разбавляли горожане.
Фестиваль открылся постановкой Белорусского государственного театра кукол с философским названием «Почему стареют люди?». Эту режиссерскую работу Алексея Лелявского жюри фестиваля признало лучшей.
Крик души подростка показали кукольники из Болгарии в социальном спектакле «Девочка с 13-го этажа». Брестчане привезли свой лучший спектакль по классической повести «Холстомер», до этого побывавший во многих европейских странах, Китае, Индонезии, Иране и отмеченный различными наградами. Интригой фестиваля стала премьера гродненского театра «Фауст. Сны», которую показали в последнюю фестивальную ночь.
– Программа получилась очень насыщенной – до шести спектаклей в день. Идея собрать в старинном городе все лучшее современное кукольное искусство удалась, – рассказал «СВ» художественный руководитель фестиваля и главный режиссер Гродненского областного театра кукол Олег Жюгжда. – У нас давняя дружба с российскими коллегами. С 2001 года мы постоянные участники одного из крупнейших театральных форумов – «Рязанские смотрины», поэтому были очень рады видеть российские театры в числе наших гостей. На их спектакли билеты были раскуплены еще до фестиваля.
В Гродно приехали пять кукольных российских театров: архангельский, вологодский, ивановский, краснодарский и оренбургский. (Кстати, Оренбург уже через несколько дней после фестиваля ждал у себя с гастролями гродненских кукольников.)
Два жюри – профессиональное, возглавляемое заслуженным деятелем культуры России Валерием Шадским, и детское, из гродненских школьников-театралов, – оценили конкурсные показы. Гран-при за спектакль «Монтекки и Капулетти» уехал в Белосток.
В память о Гродно каждый театр увез с собой куклу-ангела, которая, по поверью, будет всегда оберегать актеров.