Присоединение Крыма к России стало новой точкой отсчета для полуострова. Вся жизнь крымчан и тех, кто просто любил отдыхать в этом волшебном месте, теперь делится на «до» и «после» Референдума 16 марта. Вопросов было и остается много относительно всего, что связано с переподчинением Крыма, – это вопросы собственности, гражданства, поставок продовольствия, водоснабжения, транспортного сообщения с материком в условиях политической напряженности между Россией и Украиной. Но кроме самых насущных вопросов были и другие, связанные с культурной жизнью полуострова, в частности с судьбой музыкальных фестивалей. Самыми известными музыкальными фестивалями на территории Крыма до сей поры были «Каzантип» и «Джаз-Коктебель».
Совершенно разные по своей музыкальной составляющей, публике, организации, они имели и общее – атмосферу свободы и радости и блаженные локации у «самого синего» Черного моря. «Каzантип» продолжил свою жизнь в этом году в Грузии, но, возможно, по словам организаторов, вернется на прежнее место. Но по поводу него беспокойства было меньше – бессменный президент «Каzантипа» Никита Маршунок – российский гражданин, москвич. С «Джаз-Коктебелем» все сложнее. 12 лет назад, в 2003 году, его основали друзья и единомышленники из двух стран – Дмитрий Киселев из России, Лилия Млинарич и Владимир Соляник из Украины. Время шло, фестиваль набирал обороты, превращаясь из бесплатного баловства счастливой публики в солидный самоокупаемый проект. Постепенно Киселев отошел в сторону, не претендуя на руководство и закрепив за собой статус идейного вдохновителя. Владимир Соляник, будучи известным украинским джазменом и имея свои творческие амбиции, организовал в 2008 году свой джазовый фестиваль «Live in Blue Bay», который и по сей день проходит все в том же Коктебеле в первую неделю сентября. Таким образом, с 2008 года Лилия Млинарич, имевшая уже большой опыт работы как топ-менеджер, сконцентрировала нити управления в своих руках. С ней выросла команда фестиваля и оформилась его обновленная концепция – как фестиваля не только джазовой, но и мировой музыки (world music). Это, безусловно, расширило его рамки и во многом облегчило его судьбу, поскольку чистый, рафинированный джаз сейчас явление довольно редкое и не такое востребованное у меломанской публики, как его многочисленные «дети» – новые стили музыки, замешанные на джазе или просто родственные ему. Функционировали три сцены. Главная – Ню-джазовая, на которой выступали хед-лайнеры и которая, конечно же, была в музыкальном смысле достаточно эклектичной; Волошинская сцена – во дворе Дома-музея Максимилиана Волошина, представляющая в большей степени джазовый рафинад; Открытая сцена, идея которой заключается в открытии новых имен публике, уставшей от попсы, на совершенно безвозмездной основе. Фестиваль демонстрировал свою жизнеспособность, у него появились свои завсегдатаи и среди слушателей, и среди музыкантов. Поэтому у многих, кто бывал хотя бы однажды в Коктебеле в бархатный сезон, самопроизвольно возникал вопрос: «А что теперь будет с «Джаз-Коктебелем»?»
К счастью коктебельцев и к счастью любителей слушать хорошую музыку, на берегу Черного моря решение нашлось. Фестиваль продолжил свое существование. Команда Лилии Млинарич сохранила название «Джаз-Коктебель», ставшее уже брендом, за собой и освоила новую локацию на берегу Черного моря, но не в Коктебеле, а под Одессой в поселке Затока. Произошло это по политическим причинам, поскольку работать украинским гражданам на территории Крыма сейчас – означает «сотрудничать с оккупационным режимом», что влечет для них самые неблагоприятные последствия.
Но и Коктебель сохранил на своих пляжах джаз! В условиях новой реальности Дмитрию Киселеву как прародителю пришлось вновь заняться опекой своего детища. Сохранив приятельские отношения, Лилия и Дмитрий договорились, что фестиваль в самом поселке Коктебель возьмет другое имя во избежание путаницы. С подачи самой Лилии – отныне он называется Koktebel Jazz Party (с англ. party – вечеринка). Эти договоренности были достигнуты в апреле, и с того времени началась организационная работа. Прежде всего Киселеву необходимо было найти людей – компетентных, известных, джазовых, которые вплотную займутся фестивалем и сделают его заново. Поскольку Дмитрий Константинович является не только опытным журналистом и директором информагентства, но и искренне любит джаз, в джазовой среде у него есть друзья. Прикинув, что он хочет от фестиваля и кто может воплотить его видение, он позвонил своим друзьям – Сергею Головне и Михаилу Иконникову и предложил быть арт-директорами фестиваля. Сергей Головня – джазовый музыкант, композитор, аранжировщик, талантливый российский саксофонист, в совершенстве владеющий всеми видами саксофонов. Михаил Иконников – радиоведущий, заместитель программного директора радиостанции «Маяк», музыкальный эксперт, автор множества программ о музыке, в том числе о джазе. Было решено, что Сергей будет заниматься приглашением российских музыкантов, а Михаил – иностранным контентом.
По иронии судьбы, несмотря на крайнюю напряженность в российско-американских отношениях в последнее время, состав фестиваля оказался в большей степени российско-американским, чем европейским, если сравнивать его с предыдущими годами. Конечно же, были представлены артисты из Европы и других частей света, и это были блестящие музыканты. Например, Club des Belugas – великолепная команда из Германии с потрясающе харизматичной вокалисткой Брендой Бойкин, зажегшая публику не на шутку, вопреки стереотипу о немецкой сухости, представила одно из самых эмоциональных выступлений. Или британский коллектив Alex Hutchings Band, сыгравший очень достойно при всей своей молодости и бесшабашной внешности. Так же очень яркой краской в общей палитре стало закрывающее фестиваль выступление интернациональной команды The Jamal Thomas Band, лидер которой – Джамал Томас – родился в американском штате Джорджия, давно живет в Бельгии и собрал под своим предводительством музыкантов из Германии, Австрии, Нидерландов, Бразилии и Суринама.
Были замечательные музыканты из Бразилии, сыгравшие веселые самбы и румбы в составе проекта «Андрей Кондаков и Brazil All Stars». Бразильцев в составе, представленном на коктебельском пляже, было трое – бессменный басист Серджио Брандао, барабанщик Эривелтон Силва, перкуссионист Валчиньйо, работающий сейчас в Сеуле. На саксофоне – Леонид Сендерский, живущий в Израиле, за клавишами – сам лидер, искусный Андрей Кондаков, дополнила этот квинтет новая вокалистка Зарина. Были также музыканты из Индии – The Brown Indian Band, играющие приятный этно-джаз и ставшие украшением Открытой сцены.
Но кроме заключительного дня форума бесспорными хедлайнерами предыдущих трех фестивальных дней были российские и американские джазмены. Первый день закрывал International Jazz Quartet Якова Окуня вместе с выдающейся американской певицей, номинанткой «Грэмми» Деборой Браун, а также одним из самых заметных трубачей Америки – Джереми Пелтом. Дополнил этот квартет звуками своего саксофона Сергей Головня, превратив на вечер квартет в «Квинтет Якова Окуня».
Хедлайнером второго фестивального дня стал легенда джаза – американский трубач Том Харрел и его квинтет. Сыгранный состав, вместе музыканты выступают уже 9 лет, в полной мере оправдал ожидания. Достаточно сложная музыка в исполнении мировых звезд вызвала массу эмоций не только у музыкантов, пришедших специально послушать одного из лучших джазовых трубачей в мире, но и у тех, кто собрался у сцены.
Наш бывший соотечественник Валерий Пономарев и его секстет We remember Art Blakey из США стал хедлайнером третьего дня. Валерий Пономарев – один из немногих российских музыкантов, кто смог после эмиграции попасть в авангард американского джаза. В середине 1970-х трубач из Москвы вихрем ворвался в состав Jazz Messengers великого Арта Блэйки, проработав в нем целых пять лет. И сегодня Пономарев живет в «джазовой Мекке» – так музыканты называют Нью-Йорк. Программа, представленная секстетом, напоминала полноценный джазовый мейнстрим конца 1950-х. На фестивале кроме непосредственно джаза Валерий представил свою книгу «На обратной стороне звука».
Также привез на фестиваль отличный российско-американский состав и известный российский джазовый пианист Иван Фармаковский. В его команде играли Ральф Боуэн на тенор-саксофоне, Дональд Эдвардс на барабанах, а также феноменальный контрабасист Кенни Дейвис. В своем вступительном конферансе Михаил Иконников отметил, что этот состав джазменов покорил не один джазовый клуб Америки и обещает еще больше. Программа квартета – симбиоз авторской музыки Ральфа Боуэна, музыки самого Фармаковского и аранжировок советских композиторов.
Украшением последнего дня фестиваля стали не только темнокожие вокалистки из Club des Belugas и The Jamal Thomas Band, но и блистательные и изящные Анна Бутурлина, выходившая на сцену в составе квартета Ваагна Айрапетяна, и Карина Кожевникова с JVL Big Band, которую Сергей Головня лаконично представил: «Царица!» Она спела четыре песни, сделала это очень вдохновенно и со вкусом. Выступление JVL Big Band (JVL расшифровывается как джаз Виктора Лившица) под руководством Сергея Головни на Главной сцене фестиваля было посвящено памяти основателя биг-бенда – пианиста, джазового энтузиаста и мецената Виктора Лившица. По словам Сергея, состав, сыгравший на коктебельской сцене, – состав мечты Виктора.
Кстати, несмотря на свою занятость как арт-директора, Головня оказался самым активным музыкантом фестиваля. Его саксофон звучал: в доме Волошина на лекции Павла Суркова о российском джазе; в составе замечательного проекта Владимира Иванова Ornithology, где ему пришлось переложить гитарные партии гитариста «Морального кодекса» Николая Девлет-Кильдеева, не доехавшего до фестиваля; в уникальном джеме с Евгением и Константином Соколовскими, игравшими из Ростова-на-Дону через интернет-соединение; вместе с International Jazz Quartet Якова Окуня и в других джазовых коллаборациях.
В завершение скажу, что в целом программа фестиваля стала менее эклектичной и более джазовой. Это неоднократно отмечали и арт-директора, и модераторы пресс-конференций, и слушатели. В составлении фестивального лайнапа организаторы были строги, отбирая только джаз и самые близкие к нему околоджазовые стили. Из их слов – это было коллективное решение, и именно таково видение уже обновленного фестиваля Koktebel Jazz Party от Сергея Головни, Михаила Иконникова и Дмитрия Киселева.
Наверное, это мудро, поскольку такое стилистическое «заужение» фестиваля, проводимого в Коктебеле, сведет вольную или невольную конкуренцию между ним и его родным братом – «Джаз-Коктебелем», также рожденным на коктебельской земле, если не к минимуму, то к безопасному балансу. «Джаз-Коктебель», проводимый уже под Одессой, продолжит тяготеть к музыке новой, молодой, во многом пионерской и авангардной, а «Коктебельская джазовая вечеринка» станет праздником для джазовых гурманов, желающих вкусить «Коктейль Киселева», состоящий из джаза, моря и солнца на благословенной коктебельской земле.