Вальс цветов, или Когда рисует природа
Работы флористов России, Беларуси и Армении были представлены на ВДНХ в Москве
У мастеров флористического коллажа в ход идут не только лепестки и листья, но и песок, яичная скорлупа, тополиный пух, береста, глина, ракушки. Из «неживых» компонентов иногда помогают разве что клей и акриловые краски. Говоря просто, флористический коллаж – это природный материал, наклеенный на основу. Особое место на выставке занимают божественные образы из коллекции «Ангел мой». Мастер Валентина Богачева учится в иконописной школе. Как известно, писать иконы может не каждый художник, это большая ответственность, и иконописец должен знать об определенных правилах. Заинтересовавшись флористическим коллажем, Валентина решила создавать иконы в таком необычном исполнении. Педагоги к ее желанию отнеслись положительно. Работа Людмилы Швед из Витебска «Дева Мария с Иисусом Христом» напоминает византийскую мозаику. Но образ создан при помощи цветочной крошки и лепестков. Насыщенный зеленый и фиолетовый – работа самой природы. Те же материалы использовала ее ученица – 11-летняя Лиза Голуб в картине «Спаситель Иисус Христос».
Многие художники не прибегают к помощи краски, их картины сияют естественным цветом лепестков и листьев. Среди авторов работ есть и ученый-биолог. Она лучше всех знает толк в цветках растений: какие лучше сохраняются, не выгорают и не рассыпаются. Так же верна естественным краскам природы Людмила Сорокина из Витебска, создающая из цветов природные образы родной земли. Красится только фон, а тонкие паутинки, болотная тина, изящно склонивший голову аист – все это «экологически чистая» живопись.
Помимо флористического коллажа на выставке были представлены работы в технике декупажа и маркетри. Декупаж - популярная техника декорирования предметов: с ее помощью старые бутылки превращаются в расписные вазы, оживают бабушкины комоды и табуретки, невзрачные коробки становятся стильными шкатулками. Техника маркетри основана на умении живописно расположить спилы ценных пород дерева. Опять же - никакой краски. Даже румянец на щеке девушки – это снова проделки природы, а не подрисовка художника.
Президент МТАФ «Флориссима» Инна Макеева отмечает: если раньше в студию флористического коллажа приходили в основном пенсионерки и домохозяйки, то сейчас этим направлением увлекаются и мужчины. Преподаватели фитоколлажа говорят: чтобы как следует прочувствовать технику, нужны как минимум три занятия. Но иногда уже на первых занятиях рождаются грамотные и красивые работы. Самое ценное в них то, что сделаны они с душой. Особенно это чувствуется в детских работах, немного наивных, но трогательных и нежных.
- Флористический коллаж – новый визуальный вид искусства, в котором используются все приемы живописи, - говорит Инна Макеева. - Направление постоянно развивается, и задача наших выставок – демонстрировать новые идеи и техники наших мастеров.
Очередная выставка «Незнакомка» пройдет в марте в Художественном музее Витебска. А в городе Лида Гродненской области планируется проведение мастер-классов.