Рижский Гауди
Именно такое сравнение приходит на ум туристам в Риге, когда они видят в центре города здания в стиле модерн архитектора Михаила Эйзенштейна. В городах нашего детства всегда есть места, обладающие мистической притягательностью.
Михаил Эйзенштейн, отец будущего советского киноклассика, один из наиболее выдающихся творцов рижского эклектически декоративного модерна, создал в Риге настоящие шедевры. Расцвет его деятельности совпал с бумом строительства в Риге в начале XX века и с победным шествием модерна. Находятся «ценители», которые говорят, что декоративность его творений граничит с безвкусицей, но истинные знатоки признают, что зодчий достоин мировой славы. Михаил Осипович Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге, в семье евреев – выходцев из Германии. В 1893 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров и начал службу как строительный инженер. Четыре года спустя, в 30 лет, он женился на Юлии Ивановне Конецкой, красивой девушке из круга состоятельных, утонченных петербуржцев. В том же году переселился в Ригу. Как раз в период наивысшего подъема города, когда Рига стала пятым крупнейшим городом Российской империи – после Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы. В 1900 году он получил пост начальника департамента путей сообщения Лифляндского губернского правления, однако страстью Эйзенштейна стала архитектура. Наряду со службой он работал и как частный архитектор, проектируя дома для состоятельных горожан.
Вначале Эйзенштейн создал в Риге ряд домов в стиле эклектизма. В январе 1898 года в его семье родился сын Сергей, и начиная с 1901 года творческий почерк Эйзенштейна резко меняется. Возведенный в 1901 году жилой дом на улице Элизабетес, 33, можно считать зданием переходного периода в творчестве архитектора. Это первый проект, в котором он широко использует строительную скульптуру – классические колонны, атлантов, кариатиды. В интерпретации этих образов чувствуются веяния модерна. Барочные формы, выразительные контрасты и живописная игра светотени делают дом незабываемым. В 1903 году домовладелица Л. фон Хановски заказала Эйзенштейну проект отделки дома на улице Элизабетес, 10а, спроектированного архитектором К. Пекшенсом в стиле классического эклектизма. И Эйзенштейн создал дом в стиле модерн. На фасаде доминирует большое овальное окно с балкончиком. Здание украшено растительными мотивами, львиными масками, в центре – символический образ в венке из дубовых листьев. Это здание, среди других работ Эйзенштейна, отнесено к наиболее значительным достижениям модерна. В 1903 году создавался и проект дома на улице Элизабетес, 10б, по заказу состоятельного домовладельца А. Лебединского. Одно из достоинств здания – элегантное сочетание голубого, серого и белого цветов. Прохожих радует обилие стилизованных птиц, декоративных масок и бесчисленных геометрических и растительных орнаментов.
На сказочно красивой улице Алберта талант Эйзенштейна проявился в ряде чарующих своим великолепием зданий (2, 2а, 4, 6, 8, 13). Дом 8 был возведен первым, в 1903 году он гордо вознесся на пустыре, разбитом на участки под застройку вблизи Старого города. На фоне голубых керамических плиток проступают мотивы, символизирующие рост и развитие, а также связь человека с природой. Этот дом считают самым нарядным домом Эйзенштейна, хотя вся улица Алберта утопает в роскоши «сюжетов» из стилизованных растений, масок, статуй, цветов и птиц. В течение последующих трех лет Эйзенштейн спроектировал по заказу еще 7 зданий, 5 из них – на улице Алберта. Обращает на себя внимание здание на улице Алберта, 4, главный мотив фасада которого символизируют горгоны. Вход в дом охраняет ангел над воротами и крылатые львы. Эти образы – самые выразительные в творчестве Эйзенштейна. Здание на улице Алберта, 13, строилось как жилой дом. Фасады, выходящие на две улицы, украшены фронтонами, на которых бога солнца Аполлона охраняют мифические маски и крылатые львы. Проектируя этот дом, Эйзенштейн сосредоточил внимание на контрастах – интенсивный синий тон глазурованного кирпича объединен со светлым тоном камня, на грани кричащей противоположности и элегантности. Это здание также изобилует символическими образами.
Эйзенштейн трудился плодотворно, но непрерывные ссоры и неверность жены в конце концов привели брак к распаду. В 1909 году они расстались. Несколько лет Эйзенштейн не обращался к проектированию, и лишь в 1911 году появился дом на улице Стругу, 3. В последних созданиях Эйзенштейна нет и тени бурлящего великолепия – виной тому и личные переживания, и спад актуальности модерна. Во всем ощущается минимализм. По-разному можно оценивать личность и творчество Михаила Эйзенштейна, но его вклад в мировую культуру огромен.