САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Оптимизм – это воля»

Знаменитый московский Театр на Таганке в этом году отпраздновал свое 50-летие. Театр всегда славился новаторством и ярким актерским составом, в котором упор был сделан на молодежь. «СВ» представляет самые яркие молодые лица театра. В этом номере актриса Полина Нечитайло рассказывает о верности принципам и традициям, вере в лучшее и актерской ответственности перед зрителем.

Веселая Оксана Нечипоренко в сериале «Институт благородных девиц» и его продолжении «Тайны Института благородных девиц», нежная Зоя в многосерийном фильме «Цвет черемухи», Евпраксеюшка в «Господах Головлевых» – все эти трогательные, женственные и по-настоящему русские героини сыграны молодой актрисой Полиной Нечитайло. Параллельно уже десять лет она играет на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке, где ей подвластны самые разные роли: от четырнадцатилетней Марианны в «Тартюфе» до шестидесятилетней герцогини Йоркской в «Хрониках Шекспира» и Жены в спектакле «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история Театра.

- Полина, как вам удалось так удачно войти в образ воспитанницы Института благородных девиц в известном сериале? 

– Видимо, это генетическая память. Моя прабабушка окончила Московский Екатерининский институт благородных девиц – тот самый, о котором идет речь в сериале. Сейчас я с теплом вспоминаю съемки в «Институте благородных девиц» и «Тайнах Института благородных девиц». Тогда словно на машине времени мы перенеслись в прекрасную эпоху, которая нас всех сплотила и, кажется, сделала чуточку лучше. Можно сказать, что за время съемок мы все получили второе и третье высшее образование! 

– Вы еще и прекрасно исполняете казачьи песни, и в этом ведь тоже заслуга ваших корней?

– Меня часто спрашивают: «Где вы учились казачьим песням?» А я и не училась – они словно были заложены во мне с самого рождения. Мои предки и по отцовской, и по материнской линии – донские казаки. Бабушка – из донского дворянского рода Иловайских, к которому принадлежал историк Дмитрий Иловайский. В возрасте 10 и 11 лет я дважды стала лауреатом конкурса казачьей песни. С любимой песней «Конь боевой» я поступила и в музыкальную школу, и в Театр на Таганке. Она для меня как камертон. В наших народных песнях заложена вековая мудрость, сила и энергия. Я чувствую определенную ответственность перед своими предками и потому считаю важным сохранять их богатое песенное наследие. 

– Теме семьи, рода, корней посвящена и ваша книга «От родного к родному», удостоенная диплома III Славянского литературного форума «Золотой витязь».

– Это моя первая и очень дорогая для меня книга, в которую я собрала увлекательные, поучительные и яркие истории из жизни моей семьи: меня воспитала особая среда актеров и художников. То, что книга была оценена жюри такого масштабного конкурса, а предисловия к книге написали Валентин Курбатов и Сергей Небольсин, было для меня большой честью. Наверное, это серьезный аванс к тому, чтобы я и дальше продолжила писать. Постараюсь оправдать надежды. 

– Театр на Таганке уже стал вашим актерским домом. Каждый театр – это какой-то особый мир. Каков мир Театра на Таганке?

–  Оголенный нерв – вот его символ. Таганский стиль – это творческое напряжение, горение на сцене, когда ты выкладываешься весь. Юрий Петрович Любимов любил повторять нам: «Грешно быть вялым на сцене!» И действительно – грешно, когда работаешь с такими режиссерами, с таким материалом, с такими актерами и на такой сцене, где блистали Владимир Высоцкий, Виталий Шаповалов, Анатолий Васильев, Валерий Золотухин, Зинаида Славина и Алла Демидова… Всех не перечесть!

Мой приход в театр тоже был вполне в «таганском стиле» – внезапным, рискованным. В те годы я уже играла в Театре Романа Виктюка и пришла на Таганку помочь однокурснице сыграть отрывок. Узнав, что я лауреат конкурса казачьей песни, Юрий Любимов попросил меня что-нибудь исполнить. А дослушав песню, спросил: «Ну что, прыгнете с десятиметровой вышки – введетесь за два дня в спектакль «Владимир Высоцкий» с песней «Чужая колея»?» Надо сказать, что этот спектакль – памяти Владимира Семеновича, сделанный его коллегами, – был особенным, закрытым и просто так туда никто из актеров не попадал. К тому же «Чужая колея» – песня «мужская». Задача была непростой, но я решилась. Мне аккомпанировали на гитарах величайшие актеры театра – Анатолий Васильев и Виталий Шаповалов. Они вынесли меня словно два крыла… 

Когда говорят «Театр на Таганке», сегодня, увы, у многих возникают не самые приятные ассоциации: пересуды да скандалы. Особенно сейчас, когда театр переживает нелегкие времена. Но это все разговоры за пределами театра! А в стенах его течет особая жизнь, наполненная, творческая, интеллектуальная. Работа здесь – бесценный опыт на всю жизнь.

– Вы – верующий человек?

– Да, жизнь постоянно ставит нас на перепутье, перед каким-то выбором – и только вера помогает сделать выбор правильный. Я всегда держу в памяти слова преподобного Сергия Радонежского: «Радуйтесь, братия! Любовью и единением спасемся!» – семьсот лет назад сказано, а как будто сегодня! Я оптимист и согласна с философом Аленом:  «Пессимизм – это настроение, а оптимизм – это воля».

– Известно, что церковь изначально с неодобрением относится к лицедейству. Вы, как верующий человек и актриса, видите ли какой-то возможный компромисс?

– Дело не в профессии, а в том, что ты, избрав для себя эту профессию, несешь людям. Я должна нести добро, не имею права изменять принципам, заложенным семьей, педагогами и Юрием Петровичем Любимовым. Актерская профессия – это прежде всего постоянный, напряженный труд, и без веры, без духовного стержня здесь никак нельзя. Как завещала великая Ермолова: «Выше просится душа!» Всегда стараюсь забежать в храм святого Николая Чудотворца, что напротив нашего театра, – попросить у Николушки поддержки, наставления на путь истинный. Выходишь из храма и несешь в себе частицу благодати. И я всегда стараюсь, чтобы мои роли тоже несли людям свет, добро и веру в лучшее. 

Беседовала Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также