Веселая Оксана Нечипоренко в сериале «Институт благородных девиц» и его продолжении «Тайны Института благородных девиц», нежная Зоя в многосерийном фильме «Цвет черемухи», Евпраксеюшка в «Господах Головлевых» – все эти трогательные, женственные и по-настоящему русские героини сыграны молодой актрисой Полиной Нечитайло. Параллельно уже десять лет она играет на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке, где ей подвластны самые разные роли: от четырнадцатилетней Марианны в «Тартюфе» до шестидесятилетней герцогини Йоркской в «Хрониках Шекспира» и Жены в спектакле «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история Театра.
- Полина, как вам удалось так удачно войти в образ воспитанницы Института благородных девиц в известном сериале?
– Видимо, это генетическая память. Моя прабабушка окончила Московский Екатерининский институт благородных девиц – тот самый, о котором идет речь в сериале. Сейчас я с теплом вспоминаю съемки в «Институте благородных девиц» и «Тайнах Института благородных девиц». Тогда словно на машине времени мы перенеслись в прекрасную эпоху, которая нас всех сплотила и, кажется, сделала чуточку лучше. Можно сказать, что за время съемок мы все получили второе и третье высшее образование!
– Вы еще и прекрасно исполняете казачьи песни, и в этом ведь тоже заслуга ваших корней?
– Меня часто спрашивают: «Где вы учились казачьим песням?» А я и не училась – они словно были заложены во мне с самого рождения. Мои предки и по отцовской, и по материнской линии – донские казаки. Бабушка – из донского дворянского рода Иловайских, к которому принадлежал историк Дмитрий Иловайский. В возрасте 10 и 11 лет я дважды стала лауреатом конкурса казачьей песни. С любимой песней «Конь боевой» я поступила и в музыкальную школу, и в Театр на Таганке. Она для меня как камертон. В наших народных песнях заложена вековая мудрость, сила и энергия. Я чувствую определенную ответственность перед своими предками и потому считаю важным сохранять их богатое песенное наследие.
– Теме семьи, рода, корней посвящена и ваша книга «От родного к родному», удостоенная диплома III Славянского литературного форума «Золотой витязь».
– Это моя первая и очень дорогая для меня книга, в которую я собрала увлекательные, поучительные и яркие истории из жизни моей семьи: меня воспитала особая среда актеров и художников. То, что книга была оценена жюри такого масштабного конкурса, а предисловия к книге написали Валентин Курбатов и Сергей Небольсин, было для меня большой честью. Наверное, это серьезный аванс к тому, чтобы я и дальше продолжила писать. Постараюсь оправдать надежды.
– Театр на Таганке уже стал вашим актерским домом. Каждый театр – это какой-то особый мир. Каков мир Театра на Таганке?
– Оголенный нерв – вот его символ. Таганский стиль – это творческое напряжение, горение на сцене, когда ты выкладываешься весь. Юрий Петрович Любимов любил повторять нам: «Грешно быть вялым на сцене!» И действительно – грешно, когда работаешь с такими режиссерами, с таким материалом, с такими актерами и на такой сцене, где блистали Владимир Высоцкий, Виталий Шаповалов, Анатолий Васильев, Валерий Золотухин, Зинаида Славина и Алла Демидова… Всех не перечесть!
Мой приход в театр тоже был вполне в «таганском стиле» – внезапным, рискованным. В те годы я уже играла в Театре Романа Виктюка и пришла на Таганку помочь однокурснице сыграть отрывок. Узнав, что я лауреат конкурса казачьей песни, Юрий Любимов попросил меня что-нибудь исполнить. А дослушав песню, спросил: «Ну что, прыгнете с десятиметровой вышки – введетесь за два дня в спектакль «Владимир Высоцкий» с песней «Чужая колея»?» Надо сказать, что этот спектакль – памяти Владимира Семеновича, сделанный его коллегами, – был особенным, закрытым и просто так туда никто из актеров не попадал. К тому же «Чужая колея» – песня «мужская». Задача была непростой, но я решилась. Мне аккомпанировали на гитарах величайшие актеры театра – Анатолий Васильев и Виталий Шаповалов. Они вынесли меня словно два крыла…
Когда говорят «Театр на Таганке», сегодня, увы, у многих возникают не самые приятные ассоциации: пересуды да скандалы. Особенно сейчас, когда театр переживает нелегкие времена. Но это все разговоры за пределами театра! А в стенах его течет особая жизнь, наполненная, творческая, интеллектуальная. Работа здесь – бесценный опыт на всю жизнь.
– Вы – верующий человек?
– Да, жизнь постоянно ставит нас на перепутье, перед каким-то выбором – и только вера помогает сделать выбор правильный. Я всегда держу в памяти слова преподобного Сергия Радонежского: «Радуйтесь, братия! Любовью и единением спасемся!» – семьсот лет назад сказано, а как будто сегодня! Я оптимист и согласна с философом Аленом: «Пессимизм – это настроение, а оптимизм – это воля».
– Известно, что церковь изначально с неодобрением относится к лицедейству. Вы, как верующий человек и актриса, видите ли какой-то возможный компромисс?
– Дело не в профессии, а в том, что ты, избрав для себя эту профессию, несешь людям. Я должна нести добро, не имею права изменять принципам, заложенным семьей, педагогами и Юрием Петровичем Любимовым. Актерская профессия – это прежде всего постоянный, напряженный труд, и без веры, без духовного стержня здесь никак нельзя. Как завещала великая Ермолова: «Выше просится душа!» Всегда стараюсь забежать в храм святого Николая Чудотворца, что напротив нашего театра, – попросить у Николушки поддержки, наставления на путь истинный. Выходишь из храма и несешь в себе частицу благодати. И я всегда стараюсь, чтобы мои роли тоже несли людям свет, добро и веру в лучшее.
Беседовала Татьяна КУТАРЕНКОВА