«Очи черные» в Италии
На фестивальной карте Европы появилась новая «горячая точка»
В начале мая в Монтекатини прошел благотворительный фестиваль российско-итальянской культуры «Очи черные» – заметим, что прошел он уже во второй раз. Уже в прошлом году устроители фестиваля, среди которых мэрия города Монтекатини Терме, оргкомитет итальянского фестиваля «Королевское лето» и фонд «Русское исполнительское искусство», поняли, что «первый блин» вышел совсем не комом: проект состоялся и вполне заслуживает того, чтобы стать ежегодным событием.
И место, и название фестиваля были выбраны не случайно: именно здесь в конце 1980-х Никита Михалков снимал свой фильм «Очи черные» с Марчелло Мастроянни в главной роли. Об этом вспоминал на открытии фестиваля мэр города Джузеппе Беланди.
Известный музыкант и педагог Валерий Ворона, художественный руководитель фестиваля, не скрывает, что программа фестиваля продумывалась долго и тщательно: «Мы постарались представить весь спектр нашего современного искусства, все новые веяния, которые есть в современной музыкальной российской культуре, пригласили исполнителей с мировым именем, звезд новой волны и наше будущее – юные дарования, лауреатов престижных музыкальных конкурсов и премий».
В яркой музыкальной палитре фестиваля нашлось место и рафинированной академической музыке в прочтении таких именитых мэтров, как скрипач Виктор Третьяков, и русскому романсу, представленному солисткой Мариинского театра Марией Максаковой, и завораживающему миксту из музыки русских классиков и русских обрядовых песен в блистательных джазовых импровизациях Валерия Гроховского и вокального ансамбля «Бабье лето», и «Джазовым ритмам Бродвея» с легендарным Борисом Фрумкиным за роялем, и пьянящему танго Пьяццолы, исполненному самым титулованным баянистом мира Айдаром Гайнуллиным, и рахманиновскому «Вокализу» в переложении для виолончели, которая буквально пела и плакала в виртуозных руках Борислава Струлева…
Отдельный концерт был отдан «Юным дарованиям России и Италии». Забив «под завязку» зал «Регина», публика внимала отнюдь не со снисходительным умилением, но с самым настоящим, неподдельным восторгом загадочной кельтской арфе Поликсены Бирюковой, романтическому кларнету Осипа Чебурашкина, гармони самородка Даниила Дианова и проникновенному вокалу Марии Неждановой, а также их итальянским коллегам, представлявшим в основном достижения итальянской пианистической школы. Но самые громкие овации выпали на долю 10-летнего москвича Николая Варламова и 13-летнего перуджийца Мартино Росси: их исполнение сочинений Дебюсси и Шопена отличалось не только безукоризненной техникой, но и поразительной одухотворенностью, которой трудно было ожидать в столь юном возрасте.
Ни один из шести фестивальных дней не был похож на другой, и каждый из них являл взыскательной публике новую интересную программу. Но объединяющим было неизменное участие во всех концертах фестиваля Московского молодежного камерного оркестра под управлением Валерия Вороны. И то, с какой гордостью и легкостью вынесли эти молодые музыканты-универсалы на своих плечах и смычках шестидневный музыкальный марафон, и тот более чем горячий прием, который оказывали им слушатели, неопровержимо доказывали, что свою главную задачу – сохранение и развитие традиций русской исполнительской школы и поддержка молодых талантов как будущего России – фонд, задумывая и организуя фестиваль «Очи черные», выполнил с честью.