САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Валентина ЕРЕНЬКОВА: Театр – как панцирь черепахи

Лауреат белорусской театральной премии «Хрустальная звезда» – о женщинах,режиссерах и современных зрителях.

Около 25 лет Валентина Еренькова блистала на лучших театральных сценах страны. Ныне ее постановки в Национальном драмтеатре имени Горького вызывают восторг у зрителей, добрые слова критиков и высокую оценку коллег. Среди наград режиссера – медаль Союзного государства «За сотрудничество». А недавно за большой вклад в развитие театрального искусства она стала обладательницей высшей награды Белорусского союза театральных деятелей – «Хрустальной звезды».

– Валентина Григорьевна, «Хрустальная звезда» не первая ваша награда, что она значит для вас?

– Не верю, когда говорят, что награды не волнуют. Еще как! Актерам проще – они каждый вечер получают аплодисменты. А мы, художники, композиторы, хореографы, костюмеры, работники технических служб, так сказать, невидимый фронт, тоже хотим признания.

– Было время, когда и вам рукоплескали зрители, почему вы решили стать режиссером?

– В какой-то момент мне стало тесно в рамках своей профессии. Было желание выразить себя в материале, который я не смогла бы реализовать как актриса, к примеру, из-за непопадания в возраст героинь. Все происходит неслучайно. Я пришла в режиссуру в достаточно зрелом возрасте – до этого преподавала, у меня были студии. Пробовала себя в качестве режиссера, будучи актрисой. А когда встала перед выбором – выбрала режиссуру. Раньше, когда мне говорили, что режиссер – не женская профессия, я обижалась. Но с годами поняла, что какого колоссального труда, затрат времени и эмоций требует эта режиссура, ее по праву называют мужской. При этом режиссеров-женщин сегодня больше, чем мужчин. А женщине, которая должна быть еще и хранительницей очага, труднее, хорошо, если рядом с тобой человек, который поддерживает. Я благодарна семье, которая разделяет со мной мои трудности, терпит меня в любом эмоциональном состоянии и создает условия для творчества.

– Вы работали в Могилевском драмтеатре, в ТЮЗе, Молодежном театре и вот уже почти 18 лет служите режиссером в Театре имени Горького. Чувствуете себя на своем месте?

– Этот театр всегда был «моим», даже когда я в нем не работала. Начинала карьеру в Бобруйске. Училась на курсе профессора Веры Редлих, который был набран специально для того, чтобы открыть в Беларуси новый театр. В Бобруйске мечтали сделать из него свой Паневежис или «Современник». Ради этой идеи отказывались от работы в столице. Но достичь уровня поставленной планки не удалось, и мы все разъехались. Тогда я пришла в Горьковский театр, в который не раз меня приглашали. Мне довелось работать с золотым составом – Александрой Климовой, Олимпиадой Шах-Парон и другими звездами. Естественно, было непросто, когда вернулась сюда уже в качестве режиссера. Меня не сразу приняли как режиссера, в том числе и из-за возраста, относились с некоторой иронией. Но мои постановки сказали все за меня.

– Каким спектаклем дорожите больше всего? 

– Дороже всегда тот спектакль, над которым работаешь в данный момент. Сейчас это пьеса молодого драматурга Василия Дранько-Майсюка «Песняр» – о нашем великом музыканте Владимире Мулявине и тех знаменитых белорусских поэтах, на стихи которых он писал свои произведения. Это будет неожиданный материал для нашей театральной общественности. Работаем над спектаклем около года, конца не видно, но верим, что все получится.

– С тех пор, как вы связали жизнь с театром, прошло немало лет, насколько изменился театр?

– Театр не меняется. Традиции, заложенные в Древней Греции, не исчезают. Но время диктует свои условия и подсказывает темы. Ведь современнику интересен спектакль, который поднимает актуальные проблемы общества, будит его подсознание. Зритель в наши дни стал более требовательным. Сегодня столько развлечений – по Интернету можно следить за событиями, которые происходят в мире. А сколько знаменитых коллективов, вроде Цирка дю Солей, приезжает в нашу страну! Современный театр должен быть конкурентоспособным, уметь пробудить интерес у зрителей, заставить их размышлять.

– И каким должен быть современный спектакль? И все ли средства может использовать режиссер?

– Все средства хороши, кроме насилия, ненормативной лексики и призывов к разрушению. Все, что направлено на созидание, я принимаю. Театр может быть и реалистическим, и авангардным. Если спектакль сделан талантливо, его оценит даже случайный зритель. 

– Могли бы вы представить себя сегодня в какой-либо другой сфере?

– Нет, это уже как панцирь у черепахи. Театр – твой домик, вне которого ты уже не мыслишь себя. Ты с ним не только сроднился – ты из него состоишь. Ты как жемчужинка в раковине: если ее достаешь – она умирает.

– Вы только что отпраздновали юбилей. Что пожелали себе в этот день?

– Чтобы у меня хватило сил созидать дальше. Чтобы я была нужна театру. Чтобы как можно дольше были живы родители. Чтобы была здорова. Сегодня я радуюсь любой поре года и любой погоде, хотя было время, когда просыпалась со словами: «Боже, опять этот дождь…» А теперь ощущаю себя счастливой оттого, что живу, востребована и у меня есть силы заниматься любимым делом. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владельцев блогов и каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков обяжут передавать сведения о себе в Роскомнадзор
  2. Госдума усилила госконтроль за соблюдением трудовых прав граждан
  3. Белорусские пограничники задержали украинца с поддельным паспортом
  4. Госдума приняла поправки, ограничивающие число сим-карт на одного человека
  5. Госдума РФ приняла законы о запрете треш-стримов
  6. Приговоренный в Беларуси к казни немец попросил Лукашенко о помиловании
  7. Вячеслав Володин прибыл в Тегеран на инаугурацию Масуда Пезешкиана
  8. Владимир Путин принял с докладом главу «Ростеха» Чемезова
  9. Минобрнауки предлагает строить жилье для аренды студентами рядом с вузами
  10. Более 50 тыс. студентов обучаются в регионах по сетевым программам
  11. Трансмашхолдинг отправил в Беларусь первый поезд для Минского метрополитена
  12. Лукашенко и Зюганов обсудили проведение антифашистского форума в Минске
  13. В Государственной Думе проходит «правительственный час» с участием Валерия Фалькова
  14. Александр Лукашенко: Наукоемкое конкурентоспособное производство – это жилье, образование, экспорт и достойные зарплаты
  15. После ДТП с поездом Казань – Адлер в больницах находятся 22 пострадавших

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

В космосе только девушки

Юлия Новицкая

Сейчас уже не удивляются, когда слышат, что женщины работают в открытом космосе.

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также