Преемственность, идентичность
Министр культуры РФ – о новой культурной политике в России
Проект «Основы государственной культурной политики» пока еще находится в стадии разработки. Тем не менее он уже стал одним из самых обсуждаемых в российском обществе за последние месяцы. Отдельные положения вызвали ряд вопросов со стороны общественных и культурных деятелей. На днях разъяснения по этому проекту внес лично министр культуры РФ Владимир Мединский на встрече с журналистами в пресс-центре РИА «Новости». Он еще раз напомнил о том, что «Основы государственной культурной политики» – «блюдо еще не сваренное», как образно выразился министр, и что министерство добавило в него «соли и перца». А текст, попавший в Интернет, с которым уже ознакомились многие журналисты, не является окончательным вариантом. Министр назвал его «рабочей перепиской».
Вопросы вызвал тезис о принципе преемственности в государственной культурной политике и о государстве как активном субъекте культурной политики. Некоторые расценили это как попытку ввести в сферу культуры государственную идеологию и наделить государственные органы правом судить, что должно быть в современном искусстве, а что – нет. «Мы не намерены поддерживать какие-то конкретные идеологические модели, мы будем финансировать и поддерживать талантливые и социально значимые произведения», – заявил Владимир Мединский. Те же проекты, в основе которых идеи, противоречащие духовным ценностям российского общества, по словам министра, не получат поддержки. «Государство будет вкладываться, инвестировать только в те проекты, которые дают прирост национального культурного и человеческого капитала», – подчеркивает Мединский.
Чтобы пресечь разговоры о том, что новая концепция якобы объявит своим лозунгом ортодоксальность и неприятие всего нового, министр культуры сообщил: уже принято решение о двукратном увеличении грантов лучшим представителям современного искусства, молодым режиссерам и драматургам. К слову, теперь распределением грантов будут заниматься исключительно деятели культуры. В связи с этим в рамках пресс-конференции министр также представил новых членов экспертных советов Минкульта РФ, которые также высказались по ряду вопросов, связанных с проектом «Основы государственной культурной политики».
– Современное искусство нельзя ассоциировать исключительно с акциями Pussy Riot и им подобных. Кстати, многие современные художники с такими способами творческого самовыражения категорически не согласны, – подчеркнул продюсер и режиссер Эдуард Бояков.
– Нельзя ампутировать у русского человека его культурные ценности. Нельзя забывать об истории и преемственности. Да, похвально, когда молодой человек цитирует, к примеру, поэта Игоря Меламеда. Но если при этом он не знает, кто такой Скалозуб – такой человек не вызывает уважения. Есть базовые произведения, без которых не существует нашей культуры, – как, к примеру, «Слово о полку Игореве» – их необходимо знать каждому образованному гражданину, – говорит скульптор, народный художник России Салават Щербаков. – Что касается современного искусства, я уверен: оно многогранно, интересно, богато. То, что для нас классика, тоже когда-то было открытием для своего времени. Достаточно вспомнить и великого Андрея Рублева, и передвижников, и авангардистов. Надо разглядеть достойных, талантливых авторов среди молодых художников, артистов, писателей.
Министру и присутствовавшим экспертам также пришлось разъяснить тезис об определяющем значении культурной идентичности и об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности в культурной политике, которые предлагается включить в итоговый документ. «Западная цивилизация, строящая свою культурную политику по этим принципам, сегодня действительно не дает нам возможности для развития, она тупиковая. Вместо этих терминов в нашей культурной политике необходимо оперировать понятиями «понимание» и «милосердие», что нам гораздо ближе», – отметил Эдуард Бояков. Никто никому не должен навязывать свое представление о прекрасном – с этим согласились все участники встречи.
Документ еще будет доработан и в итоге представлен на рассмотрение президенту. И это означает, что самое широкое обсуждение проекта еще впереди.