Александр Митта «застрял» в авангарде
В прокат вышел фильм «Шагал – Малевич». В Витебске – родине Марка Шагала – с нетерпением ждали эту премьеру
– Это моя 16-я премьера и могу сказать, что только одна или две из них были столь же волнительны. Зависит это от той невероятной ауры, которая нас окружала, – сказал Александр Митта на предпремьерном показе. – Нигде не встречал я больше человеческой доброты, чем здесь. Думаю, этот встречный поток и помогал Шагалу пронести через всю жизнь любовь к Витебску и сделать его одним из самых известных городов мира. Куда бы вы ни попали, как только вспоминаешь Шагала, первое, что звучит следом, – Витебск. Наверное, у него нет ни одной картины, в которой не нашел отображения родной город. Это пример верности родине. Урок, который он преподал всем людям.
Конечно, на премьере зал был полон. После просмотра мэр города Виктор Николайкин вручил Митте символический ключ от Витебска: «Наш город – ваш город, приезжайте как к себе домой!»
Снять фильм о Шагале Митта мечтал 45 лет. Но в начале 60-х о художнике-эмигранте даже говорить было нельзя. К тому же он изобразил Ленина стоящим на стуле вверх ногами и на одной руке.
– Я решил использовать образ Шагала метафорически: в фильме «Гори, гори, моя звезда!» Олег Ефремов сыграл художника, полностью погруженного в искусство. И много лет еще ходил около темы, но ничего конкретного не делал, – вспоминает режиссер. – Шагал был жив, и вроде как было не время снимать о нем фильмы. А когда он умер, к теме подступились несколько режиссеров. Но ничего не получалось – Шагал был человеком, уходившим от любых конфликтов – убегающим в искусство, как он сам объяснял. Но кино – штука конфликтная. Нет конфликта – нет сюжета, нет истории.
Конфликт между витающим в облаках Шагалом и «председателем пространства» Малевичем нашелся в революционном Витебске. Комиссар по делам искусств Марк Шагал мечтал превратить его в Париж и в январе 1919 года открыл здесь Художественное училище, пригласив преподавать авангардистов. В том числе автора «Черного квадрата» Казимира Малевича. В итоге все ученики увлеклись идеями беспредметного искусства и ушли от Шагала к Малевичу. Эти события и любовь художника к жене Белле – вот и вся историческая правда фильма.
Александр Митта не скрывает, что снимал картину, не рассчитывая на кассовый успех. Показать на экране изобразительное искусство так же сложно, как станцевать архитектуру.
– Мне повезло, что фильм на три четверти нашел частное финансирование, потому что картины про художников – деньги на ветер, это даже в Америке так, а про Россию и говорить нечего. И то, что рейтинг ожидания в Интернете был 97 процентов, то есть почти все ждали премьеры, меня ошеломило, – признался режиссер. – Интерес пока не пропадает. Премьерные залы битком, реакция зрителей доброжелательная. Количество копий зашкаливает. Посмотрим, что будет после уикенда. Одновременно в прокат вышли шикарные голливудские картины, так что посмотрим.
Фильм получился странным, похожим на работы Шагала. Слишком наивным для сегодняшнего дня. Одни будут любить его с первого взгляда, а другие нещадно критиковать. Это картина «для своих». Впечатления тех, кто не в теме, хорошо иллюстрирует один из комментариев в Сети: «Что курили все эти люди?» Тому, кто не интересовался историей беспредметного искусства, фильм наверняка покажется бредом. Но если перед походом в кино просмотреть картины Шагала, вы поймете, с каким мастерством режиссер перенес мир необычной живописи на кинохолст. «Оживают» в картине и работы Малевича.
Работая над фильмом, Митта застрял в авангарде и задумал еще один сценарий, посвященный парадоксальному времени.
– Эпоха показалась мне невероятно плодотворной. Это был один из моментов, когда русская культура говорила со всем миром, – считает Александр Митта. – Когда вокруг был жуткий террор и убивали в буквальном смысле ни за что, искусство предложило новый язык, неожиданный, яркий, и множество талантливых художников. Мало кто знает, что Витебск не только родина Шагала, это место, где Казимир Малевич сформулировал главные положения супрематизма, ставшего началом абстрактного искусства. Удивительно, что во всем мире Малевич имеет статус гения, а у нас бытует мнение, что он ничего не создал, кроме «Черного квадрата».
Фильм и впрямь побуждает узнать больше о Шагале, Малевиче и авангарде – хочется проверить, как соотносится то, что происходит на экране, с реальностью. И уже за это ему спасибо.