Композитор Олег Иванов широко известен своими песнями «Олеся», «Товарищ», «Талая вода», «Горький мед» как в России, так и в Беларуси. Среди исполнителей его произведений – Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Надежда Бабкина, Александр Михайлов, Ренат Ибрагимов, ансамбли «Веселые ребята», «Песняры», «Верасы» и «Сябры». 12-кратный лауреат конкурса «Песня года», Олег прекрасно поет и часто выступает в странах СНГ. Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал песни Олега Иванова в числе самых любимых.
– В судьбе творческого человека важную роль играют истоки, когда народная песенная стихия коснулась твоей души?
– Родом я из Барнаула, а в детстве жил с бабушкой и дедушкой в Норильске. Они были выходцами с Украины, из крестьян. Бабушка прекрасно пела русские и украинские народные песни. Меня они очень волновали – то удалые и веселые, то пронзительно-грустные. Благодаря бабушке на всю жизнь у меня осталась любовь к фольклору. В школьном хоре был запевалой, учился в музыкальной школе, а старшеклассником играл в эстрадном ансамбле. В Барнаульском мединституте стал руководить студенческой агитбригадой.
– Помню, студентами мы пели твою песню «Товарищ», и слова «Мы хлеба горбушку, и ту пополам» звучали гимном братству юности. Как тебе удалось создать этот шедевр?
– Люблю Александра Прокофьева. Прекрасный русский песенный поэт. А в этом стихотворении, мне казалось, мелодия присутствовала изначально, и песня написалась сама собой. Впервые ее исполнили в Барнауле, а в 1970 году на Всесоюзном молодежном конкурсе она стала лучшей. Я благодарен первой исполнительнице Аиде Ведищевой, а также был горд высокой оценкой Александры Пахмутовой.
– С Анатолием Поперечным вы написали «Олесю» и другие песни, любимые в России и Беларуси. С какими белорусскими певцами тебя сдружила песня?
– Дружу с Анатолием Ярмоленко и его ансамблем «Сябры». Больно ударила весть о безвременной смерти Владимира Мулявина. Известно, что датчанин Даль создал «Словарь великорусского языка». Так и Мулявин, будучи русским с Урала, настолько прирос душой к белорусской земле, что сам стал душой белорусов. Грандиозность личности Владимира Мулявина открывалась для меня постепенно, а притягательность его натуры ощутил сразу. У него были очень выразительные глаза. Даже когда он молчал, эти бездонные глаза оставались говорящими. «Песняры» поразили мой слух глубинным звучанием и острыми ритмами, а душу – корневым народным содержанием. Именно Владимир Мулявин создал неподражаемую концепцию «Песняров». Придуманная им подача музыкально-поэтического материала утвердилась с начала 70-х, нашла немало поклонников, но никто не смог повторить «Песняров».
– А помнишь первую встречу с Мулявиным?
– Конечно! Я мечтал, чтобы мои песни исполнялись «Песнярами». И в середине 70-х, во время выступления на ВДНХ, познакомился с Мулявиным. Предложил ему циклы песен на стихи крестьянских поэтов, в частности Кольцова. Впоследствии «Путь» был записан ансамблем. Мулявину понравилась и моя «Олеся», но в репертуаре «Песняров» уже была «Олеся» композитора Лученка. Учеником Мулявина был тогдашний руководитель «Сябров» Валентин Бадъяров. Он аранжировал мою песню в песнярской традиции – и «Олеся» стала визитной карточкой «Сябров». Благодаря Бадъярову и певцу Анатолию Ярмоленко по всему огромному Союзу зазвучали и другие мои песни – «Глухариная заря», «Родная деревня», «У криницы».
– «Веселые ребята» и «Самоцветы» прекрасно исполняли твою – «Песня моя, песня», ты уже чувствовал себя профессионалом?
– Окончив мединститут, я переехал в Новосибирск, поступил в консерваторию. И попал к профессору Георгию Иванову, известному композитору. Он очень бережно относился к своим ученикам. И если до консерватории я писал песни лишь по вдохновению и наитию, то теперь стал работать осознанно. Увы, культура наша переживает сейчас массированную атаку Запада. С кино– и телеэкранов на молодежь обрушивается культ насилия, а молодым, как никому, нужна нравственная защита, чтобы сохранить то доброе, что накапливалось веками.
– Что вспоминается из поездок по стране с концертами?
– Выступал перед строителями БАМа и нефтяниками Тюмени. Объездил весь Урал, всю Центральную Россию. Часто выступал перед воинами-железнодорожниками, в шахтерских городах Кемеровской области, в армейских частях, в том числе и ракетных, перед летчиками, на кораблях Северного и Черноморского флота, перед пограничниками. После Чернобыля дал 80 концертов в Белоруссии, в Гомельской области. Волнующей была встреча президента Лукашенко с творческой российской интеллигенцией в представительстве Белоруссии. Когда меня хотели представить, Лукашенко сказал: «Вы – Олег Иванов. Песни ваши я знаю, у нас в Белоруссии их любят». Мне было очень приятно услышать это от государственного деятеля такого масштаба.
– А чего, по-вашему, можно ждать от молодежи?
– После того, как были ликвидированы худсоветы и не стало цензуры, появились проблемы с элементарным вкусом. Сейчас всему обществу преподносят то, за что платят деньги. Российское агентство авторских прав работает плохо. Раньше члены СП и СК попадали в планы издательств, было много хорошей нотной литературы. Сейчас эти издательства выпускают детективы и эротику. Трудно купить хороший песенный сборник или поэтическую книжку. Но я вижу, что среди лучшей части молодежи крепнет желание нравственного очищения.
– На твоих концертах неизменно представляют старые и новые песни Иосиф Кобзон и Лев Лещенко.
– Кобзон для меня непререкаемый авторитет. А Лещенко – фигура культовая. Сколько жемчужин песенного жанра благодаря его мастерству стали классикой. Для меня было счастьем, что Лещенко победил с песней «Товарищ» на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Никто на концертах этой песни не пел. Благодаря Льву Валерьяновичу получили известность в 70-е и мои песни «Будут гореть закаты» на стихи Льва Ошанина, «Я вернусь сюда» на стихи Владимира Фирсова. В 90-е годы он записал шесть моих песен. Именно для Лещенко мы с Анатолием Поперечным недавно написали новую песню о России.
– У Анастасии, исполняющей твои песни «Королева золотого песка» и «Актерская судьба» на слова Владимира Степанова, поклонников не меньше, а мне в ее исполнении полюбилась ваша с Володей песня «Мамин крестик».
– Эта песня выстрадана мной. Мы, русские люди, не можем жить без веры. Наша литература и искусство веками зиждились на православии, это наша почва, вот недавно я написал песню на стихи М. Исаковского. Для многих в России актуально звучат слова «Я потерял крестьянские права, но навсегда остался деревенским». Песня – это такой жанр, где слова и мелодия сливаются. У нас очень талантливый народ, и многое из XX века станет золотым запасом России – в музыке, поэзии, прозе, в театре и кино. Время показало, что российская культура самобытна и самодостаточна. Мощные корни славянской песенности не нуждаются в зарубежных прививках. Они нуждаются только в государственной поддержке. Уверен, такое время наступит.