Отзвуки Грозы 1812 года
В московском Театре драмы и комедии на Таганке состоялась премьера спектакля «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)»
Автор пьесы «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)» и постановщик спектакля Сергей Глущенко историю Отечественной войны 1812 года знает глубоко – выступал с докладами на научных конференциях, общался с именитыми учеными. Он уверен – это был наиважнейший период русской истории, во многом определяющий сегодняшний день. В непростых отношениях России с Европой видится немало созвучий. Неслучайно эпиграфом к пьесе и спектаклю взята пушкинская фраза из «Заметки о «Графе Нулине»: «Бывают странные сближенья…»
Как и два века назад, мы снова ищем ответы на вечные вопросы: кто виноват, что делать, что есть истина и свобода. Все это мы уже проходили. Связь времен неразрывна, и все ответы – в прошлом. И самое главное, чему учит мораль пьесы, – оканчиваются войны, сменяются правители и эпохи, но человеческие ценности остаются вечными: надежда, вера, любовь. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» – эти слова из библейского Писания изображены на оборотной стороне медали «В память Отечественной войны 1812 года». Потому что, как говорит один из героев пьесы, именно эти слова стали символом победы. А залогом победы – вера. Часть библейской фразы – «Имени Твоему» – и вынесена в название спектакля.
Действие развивается в двух измерениях – в 1810-х годах в 1854-м. В разгар Крымской войны встречаются старые друзья: полковник Петр Даниловский, писатель, человек передовых взглядов, протоиерей отец Сергий и государственный деятель Михаил Шаховский – каждый из них достойно послужил России. Они вспоминают молодость, опаленную пожарами Москвы и отрезвленную дубиной «народной войны». Молодость, прошедшую в сплетении лучей двух светил: яркой звезды законного правителя, благородного Александра I и тревожной звезды самозваного корсиканца Наполеона. Убеленные сединами, они вместе подводят жизненные итоги, рассуждая о судьбе России. Одна из ключевых линий спектакля – рассуждения героев о сути свободы, о том, как воспринимает ее русский человек и к чему ведет иной раз борьба за свободу. И эти мысли тоже невероятно актуальны для нас, как и два века назад.
В постановке крепкий актерский состав. Петра Даниловского в молодости играет Петар Зекавица, серб по происхождению, а в старости – народный артист России Юрий Смирнов. В ролях Анны и ее дочери Веры – Ирина Линдт, которая давно полюбилась зрителям в ролях сильных духом и мудрых женщин. Не обошлось и без мистики: в спектакле обыгрывается легенда о мнимой смерти Александра I, который якобы прожил оставшуюся жизнь под именем старца Федора Кузьмича. Таинственный странник (народный артист России Александр Трофимов) появляется в доме Даниловского в качестве писаря. И постепенно Петр начинает понимать, кто перед ним на самом деле…
Спектакль представляет собой искусный мультимедийный проект, основанный на синтезе театра и кино. Действие происходит на сцене и на экране, «живые сцены» гармонично дополняются запечатленными камерой. На экране возникают и батальные сцены из киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». По рассказам создателей проекта, пьеса Сергея Глущенко станет основой многосерийного фильма. Спектакль вопреки фальсификациям еще раз убедительно утверждает историческую правду. Все попытки исказить нашу историю в угоду конъюнктурным интересам бессмысленны, время не раз это показывало. Каким бы ни было прошлое – оно наше. И автор пьесы уверен: от того, как мы относимся к прошлому, во многом зависит наше будущее.