САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Отзвуки Грозы 1812 года

В московском Театре драмы и комедии на Таганке состоялась премьера спектакля  «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)»

Этой весной исполняется 200 лет окончанию заграничного похода русской армии и полному разгрому Наполеона. 31 марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вошли в Париж. Но триумфу, как известно, предшествовала кровопролитная война против иноземных захватчиков, с одной стороны, и искусно сплетенная дипломатическая игра правителей сильнейших империй планеты – с другой.
      
Автор пьесы «Гроза 1812 года. Имени Твоему (из записок Даниловского)» и постановщик спектакля Сергей Глущенко историю Отечественной войны 1812 года знает глубоко – выступал с докладами на научных конференциях, общался с именитыми учеными. Он уверен – это был наиважнейший период русской истории, во многом определяющий сегодняшний день. В непростых отношениях России с Европой видится немало созвучий. Неслучайно эпиграфом к пьесе и спектаклю взята пушкинская фраза из «Заметки о «Графе Нулине»: «Бывают странные сближенья…»
 
Как и два века назад, мы снова ищем ответы на вечные вопросы: кто виноват, что делать, что есть истина и свобода. Все это мы уже проходили. Связь времен неразрывна, и все ответы – в прошлом. И самое главное, чему учит мораль пьесы, – оканчиваются войны, сменяются правители и эпохи, но человеческие ценности остаются вечными: надежда, вера, любовь. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» – эти слова из библейского Писания изображены на оборотной стороне медали «В память Отечественной войны 1812 года». Потому что, как говорит один из героев пьесы, именно эти слова стали символом победы. А залогом победы – вера. Часть библейской фразы – «Имени Твоему» – и вынесена в название спектакля.
      
Действие развивается в двух измерениях – в 1810-х годах в 1854-м. В разгар Крымской войны встречаются старые друзья: полковник Петр Даниловский, писатель, человек передовых взглядов, протоиерей отец Сергий и государственный деятель Михаил Шаховский – каждый из них достойно послужил России. Они вспоминают молодость, опаленную пожарами Москвы и отрезвленную дубиной «народной войны». Молодость, прошедшую в сплетении лучей двух светил: яркой звезды законного правителя, благородного Александра I и тревожной звезды самозваного корсиканца Наполеона.  Убеленные сединами, они вместе подводят жизненные итоги, рассуждая о судьбе России. Одна из ключевых линий спектакля – рассуждения героев о сути свободы, о том, как воспринимает ее русский человек и к чему ведет иной раз борьба за свободу. И эти мысли тоже невероятно актуальны для нас, как и два века назад.
      
В постановке крепкий актерский состав. Петра Даниловского в молодости играет Петар Зекавица, серб по происхождению, а в старости – народный артист России Юрий Смирнов. В ролях Анны и ее дочери Веры – Ирина Линдт, которая давно полюбилась зрителям в ролях сильных духом и мудрых женщин. Не обошлось и без мистики: в спектакле обыгрывается легенда о мнимой смерти Александра I, который якобы прожил оставшуюся жизнь под именем старца Федора Кузьмича. Таинственный странник (народный артист России Александр Трофимов) появляется в доме Даниловского в качестве писаря. И постепенно Петр начинает понимать, кто перед ним на самом деле…
      
Спектакль представляет собой искусный мультимедийный проект, основанный на синтезе театра и кино. Действие происходит на сцене и на экране, «живые сцены» гармонично дополняются запечатленными камерой. На экране возникают и батальные сцены из киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». По рассказам создателей проекта, пьеса Сергея Глущенко станет основой многосерийного фильма. Спектакль вопреки фальсификациям еще раз убедительно утверждает историческую правду. Все попытки исказить нашу историю в угоду конъюнктурным интересам бессмысленны, время не раз это показывало. Каким бы ни было прошлое – оно наше. И автор пьесы уверен: от того, как мы относимся к прошлому, во многом зависит наше будущее.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин по видеосвязи открыл училище ВМФ, дорогу и социальные объекты на Донбассе и в Новороссии
  2. Песков: в Кремле не знают, что стоит за заявлениями Кулебы, надеются получить разъяснения в ближайшее время
  3. Дмитрий Басков: Надеюсь, что с помощью Blockchain Sports Ecosystem и мы очень многих мальчишек приведем в спорт
  4. Подозреваемый в подрыве автомобиля в Москве задержан в турецком Бодруме
  5. На Кубани выявили продавцов фальшивых лекарств, из-за которых погибли дети
  6. Директор ФСБ Бортников: Подорвавший автомобиль на севере Москвы сбежал в Турцию
  7. России грозит дефицит больших арбузов
  8. Картаполов: закон не запрещает использование электронных гаджетов участникам СВО, а регулирует порядок их применения
  9. Владимир Путин: Необходимо полностью интегрировать задачи восстановления и развития регионов Донбасса и Новороссии в систему обновлённых национальных проектов
  10. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  11. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  12. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду
  13. Участковым больницам разрешат продавать лекарства в населенных пунктах, где нет аптек
  14. РАН будет проверять школьные учебники на научную обоснованность
  15. МО: Экипажи Су-34 нанесли удар по пункту временной дислокации ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Запад»

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также