В московской Третьяковской галерее одновременно проходят выставки, представляющие творчество двух антиподов Серебряного века, двух великих женщин, оставивших неизгладимый след в истории искусств. Зинаида Серебрякова, мастер светлой, легкой, изящной живописи, и Анна Голубкина, скульптор, посвятившая свой резец революции, пролетариату и гимну человеку труда.
Выставка Зинаиды Серебряковой приурочена к 130-летию со дня рождения художницы. В экспозиции представлены не только полотна, принадлежащие ее кисти, но и живописные работы мужа и детей. Насыщенные светом и гармонией красок картины Зинаиды Серебряковой отображают романтический дух того времени, невозвратного, ушедшего навсегда, неповторимого. Они сообщают зрителю настроение легкой, светлой грусти, настроение ранних сумерек, когда солнечные лучи еще живы, еще согревают и землю, и листву, и небо, но уже повисла над ними прозрачная синяя дымка заката.
Серебрякова была близка к одному из самых известных творческих объединений начала прошлого века – «Мир искусства». Его члены считали приоритетным в своих работах эстетическое начало и противопоставляли себя реалистам-передвижникам, склонявшимся более к бытописанию, к показу деталей бытия. Последователи манифеста «Мира искусства» использовали в своих работах великие события российской истории, восхищались блеском и роскошью высших слоев общества, включали в композиции мифические и сказочные сюжеты. Неудивительно, что творчество художницы отличается аристократизмом манеры, изяществом палитры, зримо ощутимым настроением. Ее картины поражают красотой и изысканностью, завораживают колоритом и светом, который будто вырывается за рамки полотна, освещая все вокруг. Любимые материалы художницы – пастель и акварель. Материалы трудные – ими нужно писать быстро, поэтому во всех ее произведениях чувствуется одномоментность, свежесть, наслаждение мгновением, которое уже никогда не повторится, но будет навсегда запечатлено на холсте. На выставке собраны и мало-, и крупномасштабные произведения; они относятся к разным периодам творчества Зинаиды Серебряковой, но все их объединяет любовь к жизни, ощущение радости и счастья, легкости порывов.
Вторая выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Анны Голубкиной, художницы, подобно Серебряковой, также ставшей олицетворением начала XX века. Художницы необычной, выдающейся из общего ряда. Голубкина – первая в России официально признанная скульптор-женщина. Голубкина – первая, кто посмел создать в пределах Российской империи скульптурный портрет Карла Маркса. Голубкина – первая, кто обратился к образу рабочих в скульптуре. Возможно, она, как и некогда тонкий лирик Маяковский, в какой-то момент решила «наступить на горло собственной песне» и отдать свой талант революции. Возможно, песни и не было, а был только «Интернационал».
Творчество Голубкиной – полная и явная противоположность творчеству Серебряковой. Не принято сравнивать скульптуру и живопись, но если обратиться к идеям, которые были заложены авторами в их произведения, то мы увидим, насколько разнятся взгляды двух мастеров на жизнь и на происходившие в мире и стране перемены. Если в работах Серебряковой основным принципом является «искусство ради искусства и красоты», прославление прошлого и восторг перед настоящим, то через работы Голубкиной красной нитью проходит мотив страдания, борьбы, трагизма. В ее скульптурах, выполненных в основном в бронзе, видны тяжесть человеческой судьбы и скорбь бытия. Тягучая масса, похожая на застывающую лаву, под умелой рукой скульптора приходит в движение. Видно, как трудно оживать этим громоздким закостенелым образам, однако они оживают, как оживали Россия и русский народ после ударов революции.
Бронза – материал очень тяжелый, тягучий массив металла олицетворяет ту силу, которая таится в рабочем классе, а фигуры, созданные скульптором, как будто вот-вот очнутся от тяжкой дремоты и оживут. Кроме бронзы Голубкина использует для создания своих шедевров камень и дерево, но даже эти материалы кажутся вязкими, «сонными», как бронза.
По хронологическим признакам и Анна Голубкина, и Зинаида Серебрякова относятся к эпохе Серебряного века в русском искусстве, той эпохе, которая подарила очень разных, но безусловно интересных мастеров. В связи с этим крайне познавательно сопоставление творчества двух современниц, женщин, которые жили в одной стране, видели революцию и ее неисчислимые жертвы, но так по-разному воспринимали и отображали те события.
Зинаида Серебрякова в 1924 году покинула родину, переехав жить в Париж, но не смогла перевезти с собой всех своих детей. Однако ни эта разлука, ни переживания за судьбу России не нашли творческого воплощения в ее эмигрантский период. Она по-прежнему черпала вдохновение в светлых временах, в тех, что предшествовали страшным событиям. Что же касается Анны Голубкиной, то она не осталась в прошлом, держалась в стремнине времен и принимала активное участие в революции, поддерживала реформы, вместе с энтузиастами создавала «светлое будущее», в котором нет места легкости бытия и возвышенному аристократизму, где самым главным героем служит человек в апофеозе труда и созидания.