Когда анимация в тумане
Почему на экранах Беларуси не появляются отечественные мультфильмы-лауреаты
На вопросы «СВ» отвечает режиссер-мультипликатор, худрук Студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» Александр ЛЕНКИН.
– Александр, пару лет назад на «Беларусьфильме» снимали около 10 мультфильмов в год. Какова ситуация сегодня?
– Увы, в прошлом году мы сделали только пять картин. Теперь снимать можем лишь после конкурса кинопроектов, который объявляет Министерство культуры. Оно же утверждает тематический план и финансирует наши проекты. Однако существует проблема со сроками проведения конкурса. Например, мы до сих пор не знаем ни точного количества планируемых фильмов, ни того, сколько средств отпущено на съемку. Тем не менее темплан у нас есть. Мы можем и готовы делать много фильмов.
– Каков сегодня штат студии?
– 25 человек. Но много специалистов приглашаем по договорам. Так что всего работают 50-60 человек. В прошлом году активно привлекали молодежь. У нас было несколько дебютантов, которых мы вырастили сами. Надеемся, они останутся работать у нас. Молодежь – это всегда свежий взгляд, интересный поиск и эксперименты.
– Белорусские мультфильмы постоянно побеждают на международных конкурсах и фестивалях. В чем, на ваш взгляд, главная причина такого успеха?
– Понятно, что побеждают отдельные картины. Но чтобы такие фильмы были, мы должны больше работать, экспериментировать, привлекать новых людей. Как только мы стали это делать, награды не заставили себя ждать. Изменилась драматургия, улучшилось качество изображения, стал разнообразнее выбор тем. Появилась творческая конкуренция между художниками и режиссерами. Стали привлекать больше композиторов, звукорежиссеров. Все это повлияло на качество фильмов.
– Один из недавних ярких проектов – «Аповесць мінулых гадоў» («Повесть минувших лет»), в котором вы рассказываете о гербах белорусских городов. О скольких городах мультфильмы уже сняты?
– Заканчиваем 6-й выпуск проекта. Серия интересна тем, что авторы четырех картин – дебютанты. Есть фильмы, сделанные при помощи пластилина, в так называемой смешанной технике. Получается весьма любопытный проект. Хотелось бы его продолжать.
– Как простой зритель может посмотреть эти мультфильмы? Собраны ли они в общий диск?
– Реализация мультфильмов – один из болезненных вопросов. Почему эти мультфильмы, как и многие другие наши работы, не выпущены отдельными дисками, я не знаю. Но это несправедливо и по отношению к нам, и к зрителю.
– Очевидно, что проблема распространения мультфильмов по-прежнему актуальна. Нет четкой схемы их продвижения. Даже показать их по телевидению нереально, потому что студия хочет дороже продать, телевидение – дешевле купить. И как в таком случае популяризировать белорусскую анимацию?
– Мы проводим много акций, показывая мультфильмы в детских садиках и кинотеатрах. В конце прошлого года провели большой вечер белорусской анимации в столичном кинотеатре «Победа». Пришли человек 400. И большинство из них современных белорусских мультфильмов не видели вовсе. Поэтому вечер для них стал настоящим открытием. Ко мне подходили люди и спрашивали: «Почему мы этого ничего не видим? Это так здорово! Даже не думали, что в Беларуси делается кино такого качества».
– Как вы оцениваете совместную работу с российскими компаниями? Известно, что цикл анимационных фильмов «Сказки старого пианино» совместного производства «Беларусьфильма» и студии «М.И.Р.» удостоен почетной премии Правительства России, а Лувр включил его в спецпрограмму для детской аудитории.
– Это действительно востребованный проект – высокого художественного уровня и хорошего технического качества. Над циклом фильмов, посвященных великим музыкантам разных эпох и народов, работают режиссеры разных стран. Единственное, мы не можем снимать много таких мультфильмов. В том числе и из-за системы конкурсов. В России свой конкурс, у нас свой, и их сроки иногда не совпадают. Но продвигается этот проект довольно активно.
– Над чем сейчас работает студия анимации?
– Заканчиваем 5-ю серию сериала «Рыбка по имени Нельзя», фильм «Рондо каприччиозо» Игоря Волчека. Скоро сдаем цикл о гербах Беларуси. Владимир Петкевич делает кино «Хрюша». Буквально недавно запустили серию «Иоган Штраус» из цикла «Сказки старого пианино» Елены Петкевич. Ждем, когда состоится конкурс. Надеемся, что и дальше будем продолжать сериалы «Рыбка по имени Нельзя», «Про девочку Женю».