Лось и "Надежда"
Кинематографический год открыли два важных кинофестиваля – 43-й Роттердамский и 64-й Берлинале
«Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой вошел в главный конкурс Роттердамского киносмотра, ориентированного на авторское и молодое кино. Ученица Марины Разбежкиной, получив задание снять фильм в рамках проекта «Я -рабочий», отправилась со съемочной группой в Норильск на металлургическое производство. Задание тогда выполнить не удалось, зато чуть позже родился игровой фильм о жизни промышленного северного города. На месте съемок группу молодых кинематографистов обвинили в намерении опорочить Норильск и его жителей. Между тем индустриальные пейзажи сняты на удивление красиво и графично. Но счастливой жизни в них нет. Молодые герои мечтают об одном – побыстрее уехать отсюда. Завершится все для них чудовищно и беспросветно.
Оксана Бычкова, отмеченная в Роттердаме наградой жюри кинолюбителей The Вig Screen Award за картину «Еще один год», показала совсем другую жизнь. Ее задачей было сделать ремейк фильма «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова (1979 г.) по пьесе Александра Володина. Сценарий нового образца написали Наталья Мещанинова и Любовь Мульменко. Благодаря призу картине Оксаны обеспечена поддержка в голландском прокате. По ее словам, у Павла Арсенова фильм был более поэтичным, ее же версия более жесткая. Хотя, по мнению жюри, доброта и свет все же присутствуют в картине. События перенесены в современную Москву. В главных ролях – Алексей Филимонов и Надежда Лумпова. Их героям приходится выживать в большом и чужом для них городе, не рассчитывая на чью-то заботу. В картине не услышим ни одного бранного слова (хотя в сценарии они фигурировали) – таково было условие заказчика проекта Госфильмофонда РФ.
В Роттердаме показали и «Трудно быть богом» Алексея Германа. Попасть на некоторые сеансы было невозможно. В ретроспективной программе, собранной по случаю 25-летия Фонда Хуберта Балса, поддерживающего молодые кинематографии, представили картину «4» Ильи Хржановского. В 2005 году она получила в Роттердаме главную награду «Тигр». Приятно удивила грузинско-французская лента «Брат» Теоны Мгвделадзе-Гренаде. От многих наших картин ее отличает умение воссоздать среду. Полуразрушенный Тбилиси 90-х, несмотря на разруху и нищету, хранит свой былой дух. На улицах стреляют, а люди продолжают ходить на концерты, берут уроки музыки, не утратили способность любить.
64-й Берлинский фестиваль оказался для российского кино счастливым, хотя отобрана была для участия в нем только 16-минутная анимационная картина «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. Зато она получила спецприз в конкурсе «Поколение». История очень личная для молодого режиссера. Он рассказал о мальчике, мечтающем увидеть живого лося. По сути, это фильм об отце, с которым хочется всегда быть рядом. Картина получилась в хорошем смысле слова старомодной, с выразительными характерами, разве что ей не хватило мощной сценарной пружины.
От Грузии на Берлинале были представлены три картины, в том числе «Свидания вслепую» Левана Когуашвили – выпускника мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе. Фильм рассказывает о постсоветской Грузии и 40-летнем учителе истории, который вместе с другом приходит на свидание к слепой девушке и все время рефлексирует, не находя опоры в изменившемся мире. Казахстанская малобюджетная лента «Нагима» Жанны Исабаевой снята на русском языке при помощи фотоаппарата. Трагическая судьба фатально несчастной 18-летней девушки, воспитанной в детдоме и начинающей самостоятельную жизнь, производит сильное впечатление. «Открытый диапазон» эстонского режиссера Вейко Ыунпуу вызвал ажиотаж. Режиссер диагностировал стагнацию в духе брежневской, которая все больше охватывает современную Эстонию. Молодой герой теряет работу, пытается писать роман, ищет себя. В общем-то, он ничего не умеет делать, все у него идет кувырком. Но актуальность темы не обеспечила результата, которого мы вправе ждать от талантливого режиссера.