САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Владимир ЗЕЛЬДИН: На донкихотах держится земля

Лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-2014 годы за роль Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи» стал народный артист СССР Владимир Зельдин

Феноменальный артист, исполнивший десятки ролей на сцене Театра Российской армии, в котором служит полвека. 10 февраля артисту исполнится 99 лет, а зрители до сих пор аплодируют ему в спектаклях «Человек из Ламанчи», «Танцы с учителем», «Давным-давно», «Дядюшкин сон» (в театре «Модернъ»). Широкой публике Зельдин известен по фильмам «Свинарка и пастух», «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Десять негритят», по современным сериалам «Счастливы вместе» и «Сваты». 

Сегодня свидетель трех эпох отвечает на вопросы «СВ».
 
– Владимир Михайлович, насколько, по-вашему, актуален для нашего времени образ Дон Кихота?

– Этот образ актуален во все времена, вот почему, когда Юлий Гусман предложил поставить «Человека из Ламанчи» к моему 90-летию, я с энтузиазмом взялся за работу, несмотря на то что противников было немало. Этот спектакль напоминает людям о том, что без человечности, доброты, милосердия нам не прожить, поднимает проблемы, которые мучают современных людей, часто оказывающихся в ситуациях, когда человек человеку волк, посмотрите, сколько беспредела творится вокруг. В спектакле много говорится об элементарной человеческой порядочности, о том, что человек не должен угнетать себе подобного, и эти монологи Дон Кихота так созвучны религиозным заповедям – «Не убий, не укради, не осуждай». Конечно, где-то он идеалист, кто-то назовет его «одержимым» или «человеком-чудаком». Но на таких «чудаках» держится земля.

– У вас есть спектакли, к которым вы возвращались спустя годы – несколько десятилетий вы играли в «Учителе танцев» по пьесе Лопе де Вега, а к вашему 95-летию Юлий Гусман поставил «Танцы с учителем». Каково это – входить в один и тот же спектакль вторично?

– Ну, во-первых, «Танцы с учителем» – совсем другой спектакль, он посвящен мне и воспроизводит факты из моей биографии. И в нем, как и в «Человеке из Ламанчи», тоже много говорится о морали. Собственно, в нем я играю самого себя, играю с молодежью, с  новым поколением. И стараюсь продлить жизнь спектаклю, потому что, подобно вахтанговской «Принцессе Турандот», «Учитель танцев» уже вошел в историю театра, на сцене Театра Советской армии мы играли его 40 лет. Скажу больше, у Юлия Гусмана есть еще замысел – поставить пьесу к моему 100-летию. Так что, если буду жив-здоров, приходите на премьеру. Как говорит один мой персонаж, «если Господь Бог хранит меня, то я еще не все сделал». Я активно работаю, недавно выступал перед блокадниками Ленинграда. Два дня назад показывал в Петербурге «Человека из Ламанчи», а через неделю привезем сюда «Танцы с учителем». Спасибо моей жене, она во всем помогает мне, поддерживает морально.

– А чем объясняется долгожительство спектакля «Давным-давно» (в кино история известна под названием «Гусарской баллады»), в котором вначале вы играли поручика Ржевского, а сейчас выходите в роли Кутузова?


– Спектакль этот, как и Храм Христа Спасителя, хранит память о воинах 1812 года. Эта прекрасная пьеса Александра Гладкова, с замечательно выписанными ролями Шурочки Азаровой, поручика Ржевского, да и всеми остальными, полна любви к своему Отечеству, говорит о преданности России, своей земле. Поставил этот легендарный спектакль Алексей Дмитриевич Попов, и у актеров была прекрасная возможность показать степень своего дарования. «Давным-давно» и сейчас идет на сцене нашего театра.

– Вы и в кино много снимались – где вам интереснее было работать?


–  Кино и театр нельзя сравнивать, это разные области. Я, конечно, театральный актер и, подобно одному своему персонажу, могу сказать: «Если существует в мире волшебство,  то в театре, в этих картонных декорациях актерами произносятся слова, от которых зрители смеются и плачут. Мы, актеры, волшебники. За этим волшебством люди приходят в театр, и если чудеса у Господа Бога бывают редко, то в театре – каждый вечер». Кино – это совсем другое. Для меня путь на экран начался, когда Иван Пырьев почему-то именно меня утвердил на роль дагестанца Мусаиба в картине «Свинарка и пастух», хотя пробовались грузинские актеры, великолепные молодые красавцы. Пырьев созвал в просмотровый зал женщин – костюмеров, гримеров, ответственных за реквизит, и они выбрали меня. Думаю, ему нужен был актер романтического плана, потому что он снимал не бытовую комедию, а романтическую сказку. А в театре я играл в это время именно такие роли. Ну и, видимо, как партнер я подходил Марине Ладыниной.

– Своей жизнью вы захватили несколько эпох, какое время было для вас самым памятным?


– Время НЭПа в моем детстве,1924 год. Родился я в городе Козлове – ныне Мичуринск Тамбовской области, но позднее мы переехали в Тверь. Помню, все магазины были заполнены потрясающими продуктами – окороками, колбасами, сосисками, запах этих сосисок, без пестицидов, помню и сейчас. Это были продукты из наших деревень – не заграничные. А деревня была потрясающая…

– Кто же вас подтолкнул на актерскую стезю?

– У нас была музыкальная семья – кто на рояле, кто на скрипке, кто на трубе. Отец мой был дирижером и всегда брал меня с собой
на концерты – в Пролетарском районе Твери, при бывшей мануфактуре Саввы Морозова, был большой клуб. Туда приезжали гастролеры, и папа играл с оркестром в антрактах классические вещи. Я все это видел, а в школе у нас был драмкружок и еще – столярный, танцевальный, переплетный, мы были постоянно заняты полезными делами. У меня были значки ворошиловского всадника, ворошиловского стрелка, на эти значки нужно было нормы сдать, мы занимались бегом, плаванием. В Твери я пережил самое счастливое время. Потом уже в Москве, на Воровского, я занимался верховой ездой – в одной группе с Василием Сталиным и сыном Микояна.

– Интересно, как вы оцениваете фигуру Сталина с сегодняшних позиций? Несколько лет назад в телепроекте «Имя Россия» Иосиф Виссарионович едва не стал победителем.

– Между прочим, у нас в театре работает режиссером внук Сталина – Александр Васильевич Бурдонский. Как человек я сформировался при Советской власти, когда в марте 1953-го умер Иосиф Виссарионович, мне было 38 лет. К слову сказать, я никогда не был ни пионером, ни комсомольцем, ни коммунистом, был убежден, что человек, занимающийся искусством, должен был свободен от каких-либо программ, уставов, партийной дисциплины. Я, например, не понимаю, что означает понятие «соцреализм». Реализм – да, понимаю, а что такое «социалистический» – нет. Даже со сцены я говорю: «Мы, актеры, не производим материальных ценностей, мы – врачеватели души, самое главное для нас, чтобы люди были людьми, а не «чудищами», которых много развелось в наше время. Об этих «чудищах» говорит и Дон Кихот, предупреждая, что рядом с ними можно оказаться во время обеда за одним столом. На днях я сыграл 150-й спектакль «Человека из Ламанчи» – при полном зале. Публика аплодирует, плачет, рвется на сцену – значит, делаем хорошее, правильное дело.

Владимир Зельдин о секретах долголетия:
– Никакую зарядку я не делаю. Я просто не пью и не курю. Когда я играл спектакль «Учитель танцев», где нужно было много двигаться, то я за десять дней до спектакля начинал заниматься со станком, вырабатывал дыхание. Но сейчас не делаю ничего. У меня вообще никакой системы нет: я безобразно питаюсь, ужасно и не вовремя. Режим дня тоже не соблюдаю: могу заснуть в три часа ночи или в пятом часу. Особенно если смотрю интересную передачу. Но я считаю: если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал. Очень люблю музыку, потому что это самое эмоциональное из всех искусств. Я в театре был очень много занят в музыкальных спектаклях.



ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также