САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Вера КОПЫЛОВА

Магический куб сценических техно-галактик

Спектакль «Гамлет|Коллаж»в Театре наций в постановке канадского режиссера Робера Лепажа с Евгением Мироновым во всех ролях называют революцией в восприятии сценического искусства

Конечно, театр в России никогда не был делом техники. Но в этом каламбуре про технику есть необратимость течения времени: если весь мир встал на технические рельсы, то почему театр должен отставать? В театральных вузах студентам дают задание: «Обыграйте воображаемый предмет». А как обыграть оптическую 3D-иллюзию льющейся из душа воды? Или не менее иллюзорное зеркало на стене? На самом деле этого нет, это воздух, эфир, проекция на стене, компьютерные технологии. Но при этом 3D-графика творит такие чудеса, что в реальности всех этих предметов нет никаких сомнений. Перед глазами зрителя воссоздается удивительная вселенная, полная пейзажей, интерьеров, предметов, где царствует один король – артист. Но как же работать с декорациями и реквизитом, которых нет?

Это вопрос к Евгению Миронову, который один сыграл в «Гамлете» все роли
. Без его актерского мастерства и энергетики все эти чудеса техники остались бы дурацким кубом, где меняются красивые, но обезличенные картинки. В России таких технологий пока нет. Но при этом у техногенного театра, пришедшего из Европы, есть огромные перспективы на постсоветском пространстве, которое в ХХ веке славилось в мире гением своих актеров. Пока же репетиции «Гамлета» шли в Канаде, откуда родом Робер Лепаж. Именно там Миронов впервые вступил в магический куб, который словно бы подвешен в воздухе посреди сцены. А в финале на аплодисменты вместе с Мироновым из него выскочат, как черти из табакерки, десятка полтора работников, которые помогали артисту творить чудеса в цирковом стиле.

Робер Лепаж сделал режиссерский акцент на сумасшествии Гамлета. А есть ли более эфемерная вещь, чем сумасшествие? Мы знакомимся с Гамлетом в смирительной рубашке: измученный, он сидит в углу белого куба и произносит свой первый монолог. Постепенно он осознает, что рукава у рубашки не завязаны. Что ее вообще можно снять, вывернуть наизнанку и оказаться в стильном бархатном камзоле. Что стены меняют цвет и форму. И что для него в стене распахивается дверь в новый мир.

Так перед нами разворачивается трагедия Гамлета, вся шекспировская история. За пару секунд, сменив за кулисами парик или накинув другой пиджак, Евгений Миронов превращается то в Гамлета (блондин, романтик, философ), то в Гертруду (пышный парик, темные очки и все повадки попсовой звезды), то в Клавдия (типичный военный, бородка, корона, хриплый голос, мужиковатые интонации). Он же – Офелия (халатик, блондинистый парик, жеманные интонации). Он же и Горацио («свой» пацан, деловой и конкретный). И неловкий и суетливый Полоний, и тень отца Гамлета в белоснежном кителе. Он же – загадочный Озрик, фарсовый персонаж словно бы из «Алисы в Стране чудес», который, раскачиваясь на лонже, дразнит весь этот закопавшийся во вранье мир. И он же – Розенкранц и Гильденстерн, чье появление, кстати, еще одна революция для традиций шекспировского театра. Представим себе Миронова, чье изображение транслируется в увеличенном размере на огромный экран. При этом у экрана – две части, и в каждой синхронно отражается по огромному Миронову. Синхронно, но зеркально: затылками друг к другу. Иллюзия раздвоения личности, игра и безумие, театр абсурда и трагифарс.

Для трюкачества много души не требуется. Хотя как раз с трюкачеством Миронов справился мастерски. Актер рассказывал в интервью, что ежесекундно он должен беречься техники: 3D-дверь или окно может распахнуться и разбить ему голову. Надо удерживать равновесие, находясь под углом в 45 и 30 градусов. Эпизоды меняются в клиповом стиле, по стенам плывут декорации, волшебный куб то и дело подкидывает актеру нарисованные предметы, которые надо «обыгрывать», – словом, все это очень сложно.

Но сама игра – отдельная история. Классический, традиционный театр, проживание по Станиславскому на разрыв аорты, сдирание кожи, правда «здесь и сейчас» – вот что такое «Гамлет|Коллаж» в исполнении Миронова. В финале мы снова попадаем в больничную палату, где на Гамлете белая смирительная рубашка. Да было ли все это? И Гамлет ли вообще этот молодой человек? Иной зритель вообще скажет, что визуальные эффекты превращают театр в кино. Но это не так – благодаря присутствию настоящего артиста на этой технологической планете.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Дмитрий Мезенцев Александру Лукашенко: Особо значима Ваша созидательная роль в деле построения Союзного государства
  2. Российские войска освободили село Новожеланное в ДНР
  3. Граждан Беларуси освободят от процедуры биометрии при въезде в РФ
  4. Разведчики поразили пункт управления беспилотниками ВСУ в районе Часова Яра
  5. Михаил Мишустин освободил Дениса Грибова от должности замглавы Минпросвещения
  6. Александр Лукашенко провёл ряд телефонных разговоров с лидерами зарубежных государств
  7. Вячеслав Володин провёл в Санкт-Петербурге выездное совещание Совета Госдумы
  8. Валерий Малашко принял участие в «Дне Союзного государства» в детской здравнице «Жемчужина»
  9. Экс-полузащитник «Локомотива» Александр Алиев призвал ВСУ убивать мирных жителей Курской области
  10. Вячеслав Володин провёл встречу с губернатором Санкт-Петербурга
  11. Владимир Путин побеседовал по телефону с Александром Лукашенко
  12. Михаил Мишустин снял с должности руководителя Росжелдора
  13. Владимир Джабаров: Боррель просто свихнулся, раз призывает наносить удары по России
  14. Вячеслав Володин проведёт в Санкт-Петербурге совещание
  15. ФСБ задержала двух наёмников из Колумбии, участвовавших в боях за ВСУ

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: За арестом Дурова стоит Вашингтон

Эпопея с обвинениями против основателя «Телеграм» продолжается.

МНЕНИЯ

«Рыба-луна» утонула

Анатолий Заусайлов

ВСУ сбили американский самолет со своим пилотом американским же оружием.

Александр Лукашенко сделал все, чтобы защитить свой народ и страну

Вячеслав Володин

Спикер ГД и Председатель ПС в поздравлении Президенту Беларуси с днем рождения отметил, что он посвятил себя служению белорусскому народу, его отличает огромная работоспособность и воля

Обыкновенный реваншизм

Павел Родионов

История – наука не только о прошлом. Скорее, о настоящем и будущем.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также