Митрополит ФИЛАРЕТ: совесть - мерило идеальности
На последнем в прошлом году заседании Священного синода Русской православной церкви было удовлетворено прошение об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси
Обращение со словами уважения и признательности митрополиту Филарету направил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. «Вся ваша жизнь является свидетельством преданности однажды и навсегда избранному пути – служению Богу и людям, проповеди извечных ценностей веры, любви, милосердия, – говорится в обращении. – Тридцать пять лет вы возглавляли Белорусскую православную церковь. Для вас это были сложные и интересные годы, наполненные неустанным трудом и молитвой. Именно вы стояли у истоков возрождения православия в Беларуси».
Владыка Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) – коренной москвич, его отец был преподавателем Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, мать и сестра также педагоги московских музыкальных школ. Однако за три с половиной десятилетия архипасторского служения в Беларуси владыка Филарет стал для каждого белоруса, безотносительно его вероисповедания, воистину родным и близким человеком, авторитетным учителем и мудрым духовным наставником. Поэтому абсолютно закономерно, что к многочисленным самым высоким церковным наградам владыки добавилась и высшая государственная – звание Героя Беларуси.
К мнению митрополита Филарета, этого многогранного человека – богослова, педагога, архипастыря, проповедника, миротворца, в котором сочетаются глубокая интеллигентность и простота, добродушие и человечность, в Беларуси прислушивается каждый. Он часто и откровенно беседовал с журналистами на все темы, волнующие людей.
Вот, например, что сказал митрополит, отвечая на вопрос о необходимости создания полнокровного и полноформатного союза двух братских славянских народов:
– Вопрос этот даже не чрезвычайно важен... Он жизненно важен для России и Беларуси! Причем важен в равной степени для обеих сторон.
Своими корнями этот вопрос уходит в глубокую давность... Идея создания Союзного государства Беларуси и России, как мне кажется, не имеет точно определенного исторического возраста. В самые разные времена и столетия вопрос «быть вместе или быть порознь» возникал постоянно, однако решался предками нынешних россиян и белорусов подчас радикально противоположным образом.
Размышляя о современном развитии идеи Союзного государства, ученые, политические и государственные мужи нынешней России и Беларуси неизбежно обнаруживают единственный воистину непоколебимый фундамент для полноценной общности наших народов – Святое православие.
Мы привыкли называть друг друга «братскими народами», но мы редко задумываемся всерьез, что стоит за словами этого определения.
Да, мы славяне, братья по крови. Но за многовековую историю братья пролили немало крови друг друга...
Таких противопоставлений – «да, но...» – в нашей общей истории можно привести немало. Однако именно в их преодолении находится залог сегодняшнего успеха в построении Союзного государства. Чтобы надежно строить будущее, нужно внимательно смотреть в прошлое.
А при внимательном взгляде мы увидим самое главное условие единства наших братских и единоверных народов. Я не назову вам это условие, я его возглашу, как поет наша единая Матерь-Церковь за богослужением, вознося к Богу свою молитву о единстве единоверных и единокровных: «Утверди, Боже, святую православную веру, веру православных христиан».
Я остаюсь убежденным приверженцем процесса строительства Союзного государства Беларуси и России. Помню многие слова, которые были сказаны за и против него в течение девяти лет. И вот на что мне хотелось бы обратить внимание.
Вспомним, что на торжественной церемонии подписания рядом с президентами России и Беларуси были Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – предстоятель Русской православной церкви – и Патриарший Экзарх всея Беларуси – первоиерарх Белорусской православной церкви Московского патриархата. Ошибся бы тот, кто посчитал бы это соприсутствие формальной данью протоколу ради его вящей торжественности.
Мне видится в этом Промысл Божий о наших народах. Вольно или невольно, сознательно или интуитивно, но государство призвало Святую Церковь стать свидетелем и соработником этого международного и межгосударственного Соглашения.
Эта миссия ко многому обязывает и священноначалие, и клир, и паству. В неменьшей степени она налагает сугубую ответственность на российских и белорусских государственных и общественных деятелей, политиков, предпринимателей.
Ускорение или замедление в деле строительства Союзного государства не всегда зависит от решений на высоком уровне... И личная, и коллективная добрая воля должны накапливать свой потенциал, черпая его в сердцах людей. Ведь именно в них, как в закромах, хранятся семена мира и войны, справедливости и насилия, веры и безверия. Что посеем, то и пожнем...
«Владыка, как жить?» – спросили его вне протокола очередной пресс-конференции
– Как жить? Жить с чувством ответственности перед Богом за каждый свой – прежде всего свой! – поступок, за каждое свое – прежде всего свое! – слово, – ответил митрополит Филарет. – Пусть каждый из нас взвешивает любой свой поступок на весах совести. И если совесть молчит, если она не обличает нашу бездуховность, нашу безответственность, если она не понуждает нас к добру – это беда.
Всякий человек грешен, но, к сожалению, не всякий хочет всматриваться в свою греховность как первопричину наших бед, внутренних настроений, болезней – и социальных, и личных. Самоуспокоенность очень опасна. Хорошо бы всем нам не иметь иллюзий относительно собственной безгрешности...
Как жить? Жить с любовью. Любить людей вокруг себя, беречь их, даже если они часто проявляют не лучшие свои качества. Возгревать в себе и в своих детях навык любви к ближнему, снисходительность, прощение обид. Это трудно, но необходимо. Не оскорблять ничьего человеческого достоинства и не терять его в себе, памятуя, что человек – творение Божие, созданное по образу и подобию Бога, и уже потому достоин любви и уважения. Не будем же терять облик человеческий, будем стремиться сами быть достойными любви ближнего!
И, наконец, будем помнить, что свобода – весьма ответственное состояние как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Не злоупотребим же ею, но будем помнить слова апостола Павла, обращенные к галатам: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».
Священный синод, удовлетворив прошение о почислении на покой, поданное митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, на его место назначил митрополита Рязанского и Михайловского Павла.
Митрополит Павел родился 19 февраля 1952 года в Караганде в семье рабочих. В 3-1976 годах учился в Московской духовной семинарии. В 1980-м окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Решением Священного синода от 19 февраля 1992 года был определен епископом Зарайским, управляющим патриаршими приходами в США и временно в Канаде. В 1999 году назначен епископом Венским и Австрийским, в 2001-м возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский. Решением Священного синода в октябре 2011 года он назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 года был возведен в сан митрополита.
На новое место служения митрополит Павел прибыл в канун Рождества. «Я буду делать все возможное, чтобы сохранить то многое, что создавалось моим предшественником – многоуважаемым митрополитом Филаретом», – заявил он по прибытии, добавив, что знаком с митрополитом Филаретом на протяжении более тридцати лет. «Я знаю его мудрое отношение к происходящим событиям, – сказал митрополит Павел. – Я искренне ему признателен и благодарен».