Иван МИСКО: Когда руки в глине, чувствую, что живу
25 декабря 2013 года Высшим Госсоветом Союзного государства принято решение о присуждении премий Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-2014 годы присуждена:
Корреспондент «СВ» провела день в мастерской одного из лауреатов
Дверь в мастерской народного художника Беларуси Ивана Миско сверху донизу исписана автографами гостей – космонавтов Петра Климука, Владимира Коваленка, Германа Титова, Георгия Берегового, Олега Новицкого. Много раз бывала здесь и мама Юрия Гагарина. Кругом скульптурные эскизы, наброски, рисунки. Ощущение такое, что все эти люди рядом.
На часах чуть больше семи утра, а Иван Акимович уже в мастерской.
– По натуре я жаворонок, – говорит скульптор. – Стараюсь пораньше выйти из дома, купить газеты, чтобы просмотреть их в мастерской. А вот телевизор убрал – мешает работать. Зато слушаю музыку. В голове всегда держу план работы. Начинаю с той работы, которой живу. Сейчас заканчиваю третий портрет Олега Новицкого и скульптурный портрет Валентины Терешковой.
Смотришь на скульптурные портреты, композиции, эскизы в мастерской – и начинает кружиться голова. Интересно, сколько их тут?
– Пытался когда-то пересчитать хотя бы автографы на дверях. Сил не хватило, – улыбается скульптор. – Мне дороги все работы. Это же мои воспоминания, своеобразная записная книжка.
Кузнец настроения
Этот год начался для Ивана Акимовича с приятной новости – художника удостоили премии Союзного государства.
– Приятно, конечно, что моему творчеству дана столь высокая оценка. Друзья и родственники тоже обрадовались, правда, требуют доказательств. Но «доказательства» будут летом на «Славянском базаре», где обычно чествуют лауреатов. А накануне этого торжества хочу сделать персональную выставку в Музее Михаила Савицкого. Возможно, в этом году выйдет и мой дневник, который веду со дня первого полета человека в космос. В честь космонавтов, выходцев из Беларуси – Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого, хотелось бы реализовать идею «космического рельефа» на одном из зданий на улице Космонавтов, в новом микрорайоне Минска.
Не перестаю удивляться, откуда у этого человека столько сил, идей и желания творить.
– Мы сами себе задаем настроение. Мы его кузнецы, – убежден Иван Акимович. – Когда у меня руки в глине, чувствую, что по-настоящему живу. Работал даже 1 января. Мой принцип: можно сделать сегодня – сделай. Ты не знаешь, что произойдет завтра. Разное может случиться.
– А с вами случалось?
– Конечно. Например, я, будучи студентом, совершенно неожиданно женился, хотя очень ценил свободу, – улыбается Миско. – А перед тем, как жениться, вылепил портрет будущей жены. Он и сейчас у меня есть. Жена жутко ревнует к портрету: «Вот ее ты больше любишь!» А я говорю: «Да! Потому что прихожу в мастерскую, здороваюсь с ней, и она молчит, глядя на меня добрыми глазами. А ты, когда прихожу домой, вечно жужжишь», – шутит Иван Миско.
Скульптор на орбите
Мастер верит, что скульптуры способны менять судьбы.
– В студенческие годы у меня на выставке был портрет – «Света». Так один знакомый так вдохновился, что я дал ему телефон девушки. И что вы думаете, они поженились. А как-то делал серию портретов первых Героев Соцтруда. Где они сейчас, все эти люди, не знаю. С удовольствием встретился бы с ними и повторил скульптурные портреты.
Мечтает Иван Миско и о том, что когда-нибудь космонавты встретятся с инопланетянами.
– Не может такого быть, чтобы только на Земле была жизнь. Не знаю, сколько сотен лет пройдет, но такая встреча случится. Так считают и многие космонавты. А Олегу Новицкому я предложил: «В следующий раз полетишь – дам тебе пластилин, вылепишь фигурку первого инопланетянина. Будешь первым скульптором в космосе».
Разговариваю с Иваном Миско и не могу поверить, что скульптор разменял восьмой десяток.
– Художники должны учиться всю жизнь. Мне, например, хочется изучить технологии новых материалов. С удовольствием поработал бы месяц-два с каким-нибудь скульптором в другой стране. Пусть бы и ко мне кто-то приехал. Обмен опытом нам необходим. А что-либо менять в своей жизни не хотел бы. Каждому поколению выпадают свои страдания. Не испытав трагедии, не почувствуешь радости.