О любви, подвигах и правах человека
Накануне новогодних праздников в Москве прошли значимые тематические кинофестивали – «Лучезарный ангел» и "Сталкер"
Впервые на фестивале представили короткометражные фильмы. В этой номинации победила работа Константина Фама «Туфельки» (Беларусь). Фильм повествует о судьбе пары женских туфелек, которая началась в витрине модного обувного магазина, а закончилась в Освенциме. Белорусские режиссеры удостоились еще нескольких наград. Лучшей документальной лентой признана «Братская свеча» Ирины Волох. Лента рассказывает о сохранившемся в одной белорусской деревне старинном обычае изготовления жертвенной свечи на Щедрец – Новый год по старому стилю. В жанре анимации признан лучшим мультфильм «Пилипка» Татьяны Кублицкой. Приз зрительских симпатий достался комедии «Вот это любовь» – о приключениях двух москвичек во время деловой поездки в Беларусь. Спецпризом «За глубокое воплощение святости на экране» отмечен украинско-белорусский фильм «Лука» – о судьбе талантливого хирурга Войно-Ясенецкого, в разгар репрессий против церковнослужителей ставшего священником.
Главный приз кинофорума получила картина Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит». Две другие премии в игровом кино достались фильмам «Стыд» Юсупа Разыкова и «Жажда» Дмитрия Тюрина.
***
Вот уже 19 лет Международный фестиваль «Сталкер» открывается 10 декабря – в день, когда ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека. «Сталкер» – единственный в России киносмотр, который поощряет кинематографистов, создающих фильмы о правах человека. Выступая на открытии фестиваля, член жюри Вадим Абдрашитов выразил недоумение по поводу невозможности показа этих фильмов на телеканалах. Президент фестиваля, народный артист СССР Марлен Хуциев почтил память Нельсона Манделы, как известно, отсидевшего 27 лет в тюрьме за политические убеждения, а на закрытии вручил (посмертно) приз Гильдии кинорежиссеров Алексею Герману со словами: «Трудно быть Богом, но человеком – не легче».
В этом году зрители увидели 79 картин, в том числе самые яркие отечественные игровые ленты. В «Международной панораме» показали документальные фильмы нидерландского фестиваля «Кино имеет значение», в которых авторы взглянули на проблему в исключительно человеческом измерении. Они дали шанс зрителю увидеть изнутри странный, но по-своему логичный мир аутиста, рассмотреть палестино-израильский конфликт в городе Хеброн в его сюрреалистическом проявлении и познакомиться с судьбами работниц «Квартала красных фонарей» в Амстердаме.
Лучшими игровыми фильмами признаны дебюты – «Жажда» Дмитрия Тюрина и «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Фильм «Жажда» снят по прекрасной прозе Андрея Геласимова, в которой поднимается важная проблема адаптации человека, прошедшего чеченскую войну. «Зимний путь» снимали оператор Михаил Кричман и команда, работавшая над фильмами Андрея Звягинцева. Эта история двух молодых людей, разных по происхождению и воспитанию, но романтиков по сути, которым нет места в современном мире. Лучший документальный фильм «Дольше жизни» Дарьи Виолиной и Сергея Павловского посвящен детям, выросшим за проволокой детских бараков. Тем, кто посвятил жизнь памяти родителей и миллионов жертв репрессий.