Лысая гора кинодокументалистов
По традиции, на закрытии фестиваля состоялась церемония вручения премии «Лавровая ветвь» лучшим документалистам
«Кровь» – про передвижную станцию переливания крови, которая колесит все по тем же печальным городкам и селам, где для людей нет работы, и донорство – единственный способ заработать на хлеб. Фильм черно-белый, достаточно монотонный, но из этих будничных общений врачей и медсестер с пациентами, из незамысловатого досуга медиков вырисовывается жутковатая картина, когда крупным планом нам показывают, как по прозрачным трубкам кровь устремляется в полиэтиленовые упаковки. Ее так много льется из вен-рек, и это последнее, что отдают люди, чтобы выжить.
Спецприз жюри вручило «Морфологии» Инны Лесиной – за рассказ о патологоанатоме, влюбленном в свою работу, настоящем поэте в душе. Награду за полнометражный фильм «Последний лимузин» получила Дарья Хлесткина. Это картина о смерти ЗИЛа, которую мужественно встречают оставшиеся до конца с заводом профессионалы еще советской закалки. Глубокое рассуждение о профессии, об уходящей в никуда стране, о смысле жизни. Наверное, все-таки под впечатлением этих фильмов Павел Лунгин сказал, что «будущее за документальным кино, которое во время, когда игровое движется в сторону развлекательности, все в большей степени становится кино правды и открывает все больше человеческих тайн». «Ведь до чего дошло, мы можем увидеть человека в минуты принятия им важнейших решений», – сказал Лунгин. И, вручая диплом жюри Мадине Мустафиной за новую ленту «Еще чуток, мрази!» – о подростке-транссексуале, попросился к ней в ученики, настолько умеет молодой режиссер растворяться в герое и напрочь исчезать вместе с камерой из кадра. Заметим, что девушки, отхватившие три последних награды, – воспитанницы Школы Марины Разбежкиной.
Мастер и сама участвовала в конкурсе с картиной «Оптическая ось», исполнив мечту многих, в том числе Антона Павловича Чехова, желавшего увидеть людей, которые будут жить после него сто лет спустя. Съемочная группа колесила по Нижегородской области с огромными постерами фотографа рубежа веков Максима Дмитриева, и современные жители этих мест, мало в чем изменившиеся, узнавали себя. Вторым мэтром в конкурсе выступил Виктор Косаковский с картиной «DEMONstration» – о протестном движении в Барселоне 2012 года. Надо сказать, по сравнению с прошлым годом интерес к этой тематике поугас.
«Лавровую ветвь» за вклад в кинолетопись получил кинорежиссер Владимир Герчиков, известный зрителям по проекту «Кучугуры и окрестности».