Просто подарок для режиссеров
На недавно завершившемся VIII Римском фестивале в конкурсе экспериментального кино «CinemaXXI» лучшим фильмом была признана абсурдистская комедия лауреата национальной премии «Лавровая ветвь» Алены Полуниной «Непал форева»
– Как вам понравился конкурс экспериментального кино на фестивале?
– Мне кажется это интересным, так как кино движется в сторону эксперимента, который обусловлен тем, что технологии развиваются, жанровые рамки расширяются, смешиваются док, мокьюментари, игровое кино.
– Считается, что политика – удел мужчин, почему вы занимаетесь политическим кино?
– На самом деле опыт показывает, что как раз камерные, лирические, какие-то любовные истории очень хорошо удаются мужчинам, и напротив, частенько женщины снимают о войне, о политике. И мне кажется – тут, наоборот, существует какая-то противоположная точка зрения, с которой многое видится точнее, как ни странно.
– Как родился замысел фильма? Почему Непал, откуда взялась вся эта история?
– На тот момент мой живой еще интерес к российской политике, а я довольно долго искала тему для следующего фильма, привел меня к тому, что я наткнулась на газетную статью, в которой мне почудился подвох. Но очень смешной подвох, и я вспомнила свой любимый фильм «Хвост виляет собакой». И когда я его вспомнила, у меня все вместе связалось, и я подумала, что это, скорее всего, какой-то розыгрыш и неплохо бы познакомиться с этими людьми поближе и посмотреть, как на самом деле функционирует вот такая удивительная политическая ветвь. И я, конечно, была очарована этим политическим дуэтом, потому что они оказались прекраснее, чем можно было себе вообразить. Имена этих замечательных товарищей – Сергей Александрович Малинкович и Виктор Николаевич Перов.
– То есть у нас в России существует несколько компартий, что не все знают?
– Да, и я в первый момент тоже подумала, что речь идет о КПРФ, но, вглядевшись и поговорив с людьми, которые больше разбираются в вопросе, поняла, что это некое второе коммунистическое объединение, которое всячески конкурирует с главным, сложные у них отношения, и в этом был дополнительный интерес.
– А в чем заключался подвох в статье?
– В том, что, конечно же, никакой миссии в Непал не было, все находились на своих местах, просто эта история лишний раз говорит о том, что мы живем в эпоху информационных войн. О чем, собственно, и говорит герой фильма. То есть совсем необязательно, чтобы событие происходило на самом деле, достаточно медийной «утки», и большинство людей на это покупается. Они в это верят, как, собственно, в фильме «Хвост виляет собакой», чтобы отвлечь внимание от скандала на президентских выборах, войну с Албанией устраивают в павильоне Голливуда и снимают некую историю. Конечно, помните этот классический, очень смешной и очень страшный на самом деле фильм про современную политику.
– И все-таки в чем видят свою миссию ваши персонажи?
– В борьбе за мир во всем мире и за процветание коммунистической идеи. Конечно, они осуществляют это в каком-то понятном и свойственном только им жанре.
– Чем вас так очаровал этот дуэт?
– Мне показалось, что они отличные герои для документального фильма. Вообще-то любой человек – отличный герой для документального фильма, но у меня есть свои пристрастия, потому что российская политика, конечно, просто подарок для режиссеров, столько там невероятных характеров и персонажей.
– Скажите, у ваших героев на самом деле столь сильна нота революционного романтизма-радикализма – «и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди»?
– Думаю, безусловно, сильна, но, конечно, мы не знаем, где заканчивается наша маска и начинаемся мы сами.
– Вы согласны с тем, что коммунистическая идея в России и сегодня весьма сильна?
– Вероятно, да.
– А каких взглядов придерживаетесь вы? И каковы ваши прогнозы относительно будущего России?
– На эту тему я не готова сейчас говорить.
– Где снималась ваша картина?
– В Петербурге и в Непале. Мы ввели постановочную линию, не скрывая от зрителей, что по мотивам газетной «утки», которая возникла в связи с миссией в Непал, появляется засланный казачок, который предлагает героям сделать сказку былью. На самом деле поехать в Непал и помирить враждующих коммунистов. И герои соглашаются.
– И все происходящее с персонажами в Непале – это реальность?
– Да, это их существование, их привычная деятельность. От меня как документалиста требовалось только правильным образом зафиксировать и показать то, что происходит.
– Какое впечатление произвел на вас Непал?
– Очень люблю эту страну и этих людей. Я была там дважды, Непал – страна небогатая и люди живут там не так, как у нас, и они совсем другие. Не знаю, что тому причиной – индуизм или теплое солнце, то, что страна всегда была закрытой или что-то еще, но ощущения там переживаешь удивительные.
– Какой смысл вы вкладываете в название фильма – «Непал форева»?
– Это становится понятно в конце фильма, когда герой сбегает на свободу, угоняет телегу и выкрикивает свой лозунг – «Непал форева». Предфинальный эпизод.
– Как вы определяете жанр своего фильма?
– Для меня это в большей степени комедия, и мне с самого начала казалось, что там есть потенциал для комедии.
– Как писался сценарий? Эти удивительные диалоги?
– Эти диалоги ни в коем случае не написанные, герои так разговаривают, у них давно сложился такой тандем, и главное было – не спугнуть эту восхитительную реальность. А сценарий… Поскольку процесс съемок был долгий, а герои достаточно имманентные и на протяжении всего периода не менялись, какие-то вещи становились рифмой и из этого складывалось сценарное построение.
– Поздравляем, Алена, кажется, вам удалось не спугнуть ваших героев.
– Спасибо.
Рим – Москва