Гиперболоиды инженера Шухова
В Центральном музее современной истории России проходит выставка «Поэт металла» в честь 160-летия русского гения
– Его работы были утилитарны для всех видов строительства – гражданского, военного, промышленного. Во всех сферах его инженерная мысль была востребована, – отметил на открытии выставки директор Центрального музея современной истории России Сергей Архангелов. – То, что сотворил Шухов, и сегодня остается не до конца раскрытым. Тогда как этот человек отдал свою жизнь прославлению отечественной науки в мировом масштабе.
Выставка «Поэт металла», открывшаяся в Центральном музее современной истории России, завершает год шуховского 160-летия: по всей стране с января по декабрь прошли конференции, «круглые столы», на которых обсуждалось наследие «русского Эйфеля». Экспозиция открывает мир удивительных свидетельств жизненного пути гения русской инженерной мысли: здесь собраны фотографии, документы, дипломы. И, конечно же, чертежи, которые Шухов, между прочим, выполнял вручную, не пользуясь даже логарифмической линейкой. Многие интересные артефакты предоставили коллекционеры. А студенты Московского архитектурного института подготовили для выставки макеты зданий по чертежам великого инженера. Среди них – водонапорная башня, мачта электропередач системы Шухова, павильон-ротонда и другие шедевры инженерной и архитектурной мысли.
Воздушно-канатные дороги, первые в мире свободновисящие металлические перекрытия в зданиях вокзалов и заводов – все это плоды его творчества. Самый крупный коммерческий успех Шухову принесла причудливая конструкция башни в форме гиперболоида, выставленная в Нижнем Новгороде в 1890-е годы.
В годы Первой мировой Шухов изобрел конструкции морских мин и платформ для артиллерийских систем, проектировал батопорты морских доков. Затем грянула революция, но Шухов остался в России. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны. И мы будем нужны», – говорил он. Во время Гражданской войны при его участии восстанавливались железнодорожные мосты, строилась система водоснабжения по деревянным трубам для Москвы.
Самая известная работа Шухова тоже была начата в этот период – это башня для радиостанции на Шаболовке. Изначальный проект предполагал высоту башни в 350 м, но из-за дефицита чугуна пришлось «сократить» ее до 148 м. Именно эта удивительная конструкция – в виде взмывающих в высоту секций-гиперболоидов – вдохновила писателя Алексея Толстого на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина».
Шухов занимался и сохранением памятников архитектуры. Благодаря ему был спасен минарет XV века в Самарканде, накренившийся после землетрясения.
Выставка организована при содействии Музея ОАО «ЛУКОЙЛ». Для нефтяников имя Шухова особенно дорого. Будучи еще студентом, Шухов изобрел паровую форсунку для сжигания жидкого топлива. Изобретение высоко оценил сам Менделеев. И если ранее мазут считали отходом производства, то теперь оказалось, что его можно сжигать благодаря этой форсунке. Именно он построил первые российские нефтепроводы, усовершенствовал способы транспортировки нефти водным путем, работал над созданием резервуаров-нефтехранилищ и осуществил первое аппаратурное оформление термического крекинг-процесса с применением давления.
– Владимир Шухов был не только выдающимся инженером, но и выдающимся гражданином своей страны. И современная история России должна строиться благодаря таким же личностям, – говорит президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов, правнук великого инженера.
А правнучка Владимира Григорьевича Елена Шухова напомнила о том, что сын великого инженера был талантливым фотографом и в годы Первой мировой войны запечатлел многие батальные сцены. И это наследие семьи Шуховых тоже необходимо изучать, особенно учитывая грядущее 100-летие Первой мировой.