Литинституту – 80!
Cвою историю вуз отсчитывает с 3 декабря 1933 года, когда в стенах Дома Герцена состоялись первые занятия для студентов
О том, как изменился Литинститут с советских времен и как сейчас обстоят дела с литературой в нашей стране, «СВ» рассказал его бывший ректор, а ныне преподаватель, литературовед Евгений СИДОРОВ.
Существует мнение, что научить писательству невозможно, наверное, поэтому наш институт даже оказался в списке «неэффективных». Но тем не менее перестраивается страна, рушатся проекты, меняется литература, а Литературный институт как стоял, так и стоит. Здесь до сих пор царит лихая вольность, отсутствует дистанция между преподавателями и студентами – атмосфера удивительная.
На первый курс к нам приходят студенты, уверенные в своей гениальности. На втором они начинают сомневаться в этом. На третьем – понимают, что ничего не умеют. И только на четвертом они начинают находить свой стиль. «Святое чувство недовольства собой» помогает ребятам раскрыть свой талант. Литинститут дает качественное образование, которое потом скажется на творчестве. Когда ученик недоволен собой, у него начинается внутренний рост, появляется стремление стать культурным и образованным человеком. А здесь говорят свое слово наши преподаватели. У нас мало хороших писателей, которые преподают. Но много хороших преподавателей, которые закладывают базовые знания в истории, философии, языках.
В советские времена в Литинституте было замечательное переводческое отделение, где переводили со всех языков народов СССР. Институт помимо общеобразовательной выполнял интеграционную функцию, объединяя братские народы. Сейчас, к сожалению, этого нет. А надо возрождать.
Иногда слышишь вопрос: «А кому сегодня нужна высокая литература? Людям некогда читать, у них не остается времени на раздумья». Ответить нечего, кроме того, что литература – вещь аристократическая, необъяснимая, таинственная. Она как любовь: никто не знает, что это и откуда. Я и сам не знаю, для чего она создана. Думаю, что литература нужна человеку для того, чтобы он почувствовал связь с небом. Это нечто Божественное, то, что делает твою душу свободной от грязи и пыли земли. И у каждого человека свое ощущение, для чего ему нужна литература.
Когда-то писатели и поэты были для общества полубогами и законодателями. Сейчас о современных литераторах, за редким исключением, почти ничего не слышно. Почему так? Было переломное время, рухнула империя. Выбираясь из обломков, мы так и не осознали, куда нам идти. В современном обществе нет ни цели, ни идеологии. О какой литературе может идти речь?! Современная поэзия еще хоть как-то развивается. А все потому, что любовь, жизнь и смерть – вопросы вечные. А прозе нужна социальная почва. У нас же пока под ногами бульон, а не твердая земля.