САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга КРУЧЕНКОВА

Без любви – грех

«На сцену надо выходить с горячим сердцем», – убежден Максим Аверин.

Тогда ты можешь собирать залы на двухчасовой моноспектакль и говорить со зрителями о том, что тебя волнует. Можешь, отвечая на вопросы журналистов, сказать: «У меня нет никаких званий, я не народный и даже не заслуженный, зато любимый артист – и горжусь этим!» Сегодня звезда сериалов «Глухарь» и «Склифосовский» в гостях у «СВ».

– Максим, вы один из самых востребованных артистов, зачем вам еще гастроли с моноспектаклем «Все начинается с любви»?

– Актерский век короток, и наша профессия делает нас жадными до работы. Даже успех не всегда означает, что ты удовлетворен в творческом отношении. Жизнь одна, и наступает момент, когда понимаешь, что хотел бы сделать и то, и это, но, к сожалению, есть политика репертуарного театра, есть еще 50 артистов, которые имеют право на актерское счастье. Мне стало тесно, и я придумал моноспектакль, где можно показать себя в разных лицах и быть откровенным со зрителем. «Все начинается с любви» – спектакль о том, что сейчас наполняет мой мир, беседа о том, как вернуть истинные ценности, которые исчезают из нашей жизни. Мы перестаем смотреть друг другу в глаза, укрылись в фейсбуке, в мире полулюбви, полудружбы, полуотношений, и вот уже люди всерьез спрашивают: «Секс без любви – это грех?» Да все, что делается без любви, – грех, и мой спектакль как раз об этом.

– Есть мнение, что сегодня в театре от системы Станиславского отходят, актеры чаще всего играют себя в предлагаемых обстоятельствах.

– Это неправда, огромное количество артистов, и молодых в том числе, прекрасно владеют искусством перевоплощения. Я хорошо знаю театральную общественность, этот замкнутый мир, в котором живут актеры, которые никуда не ходят и с легкостью выставляют диагнозы театральному искусству. Пусть тот, кто так сказал, придет в «Сатирикон» и посмотрит спектакль «Тополя и ветер». Шестнадцать лет я работаю в театре Константина Райкина и получаю огромное удовольствие, потому что рядом со мной мастер, и у него артист должен уметь делать все: например, играя шекспировскую трагедию, суметь выйти в канкан. В спектакле «Ричард III» я играю трех персонажей, и люди удивляются, где нашли столь похожих артистов.

– Вы – признанный исполнитель шекспировских ролей. По-вашему, Шекспир – реальная фигура или все же псевдоним группы авторов?

– Уже признан? Вот еще, к слову, о краткости актерской жизни. Я считаю себя подающим надежды, а вы уже называете меня по имени-отчеству. По поводу моего любимого Шекспира. Мне ясен накал страстей, сердцебиение этой драматургии, и не мое дело, кем она была написана. Разве такое знание поможет мне как артисту? Наше дело – подарить эмоции, очистить душу, поплакать, посмеяться здесь и сейчас. В этом волшебство театра.

– А современная драматургия способна создать такое волшебство?

– На самом деле не имеет значения, кого играть – братьев Пресняковых или Островского. Проходят столетия, а проблемы у человека все те же. У нас был спектакль «Доходное место», и что ни страница – все актуально, потому что так будет всегда, это заложено в нашей с вами крови. Такой, знаете, русский эпос, лишь бы лежать на печи и ждать рыбу, которая все сделает по щучьему велению
На сцену всегда надо выходить с горячим сердцем, вот и все. Профессия наша эфемерна. Поаплодировали, и через час от этого ничего не остается. Разве что в ваших зрительских сердцах. А актер проживает каждый раз все заново. Не выйдешь же к публике со словами: знаете, мы вчера так выложились в спектакле, у нас был такой успех, позвольте сегодня без вдохновения сыграть. Публика в этом смысле жестока, один раз соврал – больше не поверят.

– Как восстанавливаетесь после спектаклей?

– Разве можно устать от того, что определяет твою жизнь? Когда выхожу на сцену, я, наоборот, выздоравливаю. Один шаг делаешь – и все проходит. Отдых нужен, конечно. Моя энергетическая батарейка – это море. Но дня через три начинаю скучать. Вообще, у каждого творческого человека свой тренинг, у музыканта – это гаммы, у балерины – станок, у художника – рисунок, станок актера – его душа. Она все время должна трудиться. И поэтому даже отдых я воспринимаю как профессиональный тренинг. Как там у Ахматовой? «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Улетаешь в Венецию, идешь в кафе, где сидел когда-то Бродский, и думаешь – как это красиво и театрально, и в тебе что-то рождается, а потом все это не может не расцвести, не сложиться в какой-то пазл, чтобы проявиться в нужный момент.

– Слава следователя Глухарева не мешает вам в театре?

– Артист театра и артист кино – две разные профессии. Театр – это «здесь и сейчас» и огромная энергия, а кино – более интимное искусство. Конечно, когда после премьеры «Лондон Шоу» выходит газета с заголовком «Глухарь сыграл профессора Генри Хиггинса» – все! Ну как комментировать, ведь столько всего сделано!.. С другой стороны, «Глухарь» стал частью моей жизни. Любой артист мечтает о такой роли, о которой будут говорить зрители. Я давно не снимаюсь в этом фильме, а меня до сих пор благодарят за Глухарева. Многие стали интересоваться моими театральными работами и открыли для себя театр.

Вы знаете, почему многие люди не ходят в театр? Потому что у них еще в школе отбили это желание, когда заставляли смотреть бездарные постановки. И когда они идут в театр, чтобы увидеть любимого артиста, а потом начинают ходить на спектакли, это дорогого стоит. И давайте не будем скрывать: сериалы – формат времени. Прекрасные западные артисты не стесняются сниматься в сериалах. А что касается ярлыков, мне однажды пришла записка из зала, что Аверин – это помесь Райкина и Гурченко. Ну ладно, думаю, не самые плохие фамилии. Когда я снялся у Абдрашитова в «Магнитных бурях», писали – «у него глаза Шукшина». Снялся в жутком своем первом фильме – «русский Джим Керри». Ярлыки не артисты придумывают. Мне, например, неинтересно кому-то подражать, я сам по себе, кажется, неплохой парень и очень рад, что многим людям в стране привил вакцину любви к театру.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  2. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  3. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  4. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  5. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  6. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  7. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  8. Володин: У политиков отпусков не бывает
  9. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  10. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  11. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  12. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  13. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  14. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  15. В России запретили продажу энергетиков детям

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также