САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Генетика русской национальной идеи

Вышла в свет новая книга писателя, журналиста и публициста Александра Лапина «Куда идут русские?».

Наиболее известной книгой Александра является роман-пенталогия «Русский крест», удостоенный Международной премии им. В. Пикуля и переведенный на многие языки.       

– Вашу книгу иногда называют летописью поколения. Как вы думаете, почему подобных произведений очень мало? Писатели не решаются взяться за тему? 

– Сегодня есть отчаянные писатели. Пишут и о сексе, и о боге. Всегда легко рассуждать об общих проблемах, и трудно – о людях. На самом деле сегодня литературу делают, к сожалению, не писатели, а торговцы. Что продается, то и пишут уважаемые литераторы. Может быть, кто-то написал уже книгу, которая потрясет своей глубиной и красотами языка, но она будет лежать в столе редактора еще долго, если и вовсе не сгниет. Можно всю жизнь писать книгу. Она нужна читателям, но не издателям. 

И еще одно обстоятельство – большие книги сегодня не пишут. Общепринятым стал маленький формат. А объем определяет, сколько в книге героев и сколько – всего остального. На большую книгу потратишь уйму сил, а для издателей она неходовой товар. 
Мне в этом смысле проще. Для меня писательство – не основная деятельность. Поэтому мне можно высказывать свою позицию, без оглядки на вкусы издателей, а так, как я сам вижу и понимаю историю. Спокойно и обстоятельно обо всем поразмыслить. 

Писательство – дело индивидуальное, сугубо личное. Однако сегодня изобретены технологии, ставящие его на поток, превращающие творчество в ремесло. Количество книг, которое выходит из-под пера отдельных авторов, говорит само за себя. Мыслимое ли дело, писательница заявляет, что раньше выпускала книгу раз в три месяца, а теперь решила делать это не чаще чем в полгода. Но ведь понятно и профану: ни за три месяца, ни за шесть написать хороший роман невозможно. 

– Почему вы сочли жанр романа-эпопеи наиболее подходящим для вас? 

– Собирался писать совсем не эпопею. Вообще, никакими жанровыми рамками себя стеснять не собирался. Просто захотелось написать книгу о своем поколении, товарищах. Но когда закончил первую книгу – про юность героев, встал вопрос: «А про армию? Институт?»

Пришлось рассказать и об этом. А так как ничего из происходящего не выдумывал, то получился вполне типичный персонаж, узнаваемый. Написал одну книгу. Сложил кусочек чего-то. Вторую. А тут серьезные вещи на сломе эпох стали происходить – гласность, демократия... Написал третью. А жизнь дальше пошла – началась эпоха «бури и натиска», как я ее называю. Тоже было интересно. Так все и собралось. А писать эпопею не задумывал. 

– Что вы можете сказать про основу «Русского креста»? Какова основная идея? 

– Возрождение русского человека! Жили мы все советские люди, забыв в большинстве своем национальные обычаи и традиции. Все одинаковые. И вдруг начался процесс возвращения к корням. Причем начался не с русских. Другие народы раньше начали. Вот и выходит – нельзя рассказать, как возродились русские, не рассказав об остальных – казахах, кавказцах...

По моему мнению, «время перемен» ударило по русским сильнее всего. Поэтому дольше восстанавливаемся. Хотя если бы не возродились другие народы, может, русское сознание и не продвинулось. Препятствия двигают нас вперед. Не было бы неконтролируемой миграции – может, сидели бы мы по-прежнему в полудреме в своих городах и деревнях. 

– Видимо, тема самоидентификации русского человека очень важна для вас, раз вы выносите ее в названия. До «Русского креста» у вас выходили сборники статей «Русский вопрос» и «Русский ответ»...  С чем это связано?

– Тема эта вечная. И закрыть ее невозможно. Сколько жив народ будет, столько и будет происходить его самоидентификация. Вечный процесс.

А взаимодействие культур и народов – это, разумеется, и важно, и необходимо... Но и в этом взаимодействии мы должны оставаться собой. Нет человека вне нации. Спроси любого: «Кто ты?» – и он ответит: казах, белорус, дагестанец… 

А что касается «Русского вопроса» и «Русского ответа», то это плоды долгого труда. В течение более десяти лет я вел газетную рубрику. Живя в глубинке и видя жизнь страны изнутри – не так, как она предстает в столице, – осмысливал, наблюдал и реагировал. От осознания того, что происходит, один горькую запивает, другой сходит с ума или в петлю лезет. У меня как у журналиста, чтобы не накапливалось, есть возможность написать, выплеснуть. Если ты живешь, то думаешь. А если думаешь, то и пишешь. Накапливается какое-то количество опыта, воззрений – складывается в книгу. 

– По-вашему, новый русский человек уже сформировался? Что нужно, чтобы перестать быть советским? 

– Новый русский человек, мне кажется, до конца еще не сформировался. Но процесс активно идет. Россия возрождается по давно известной схеме: самодержавие, православие, народность. 
К самодержавию мы уже научились относиться справедливо, воздавая ему должное там, где оно того заслуживает. Мы уже не считаем, как прежде, всех самодержцев скопом врагами России.

Православие тоже возвращается в нашу жизнь, но оно часто поверхностное, сквозь душу человека не проросшее. Наш человек восприимчив – в его сознание извне заносится вера в колдунов и чародеев, всевозможные предрассудки… Кстати, в моем романе один из героев в своих духовных поисках так и не придет к традиционной религии, а создаст свое учение, основанное на вере в духов и леших, Перуна и других языческих богов. 

Народность, к сожалению, не до конца осмыслена и проявлена. Когда я только переехал в провинцию и стал беседовать с людьми на тему русского возрождения, от многих слышал: «А зачем нам это? Зачем нам свои обычаи?» Сегодня подобные вопросы задают уже не так часто. 

– Как вы видите развитие русского этноса?

– В рамках нашей страны, России.

– А какова, на ваш взгляд, роль Беларуси и Украины в процессе возрождения русского национального характера?  

– И Беларусь, и Украина – государства национальные. Славянские, но, строго говоря, не русские. Сегодня они самоопределились, у них своя судьба, свои законы. Украинцы, например, утверждают, что у них и своя собственная история, отличная от русской. Думаю, мы с этими странами должны развиваться параллельно, но не лезть в их внутренние дела, тем более – в культурное развитие.

– Каковы пути продвижения Русской идеи? Через воспитание в семье, когда родители, например, говорят детям: «Ты русский и должен себя вести так-то и так-то»? Или, наоборот, через государственную программу агитации и пропаганды?

– Я считаю, что ни один из этих путей не подходит. Это нажим, форсирование, а они в таком деле не нужны. Восприятие русской идеи, русского духа происходит само собой. Могу говорить на собственном примере. Воспитание у меня советское, никто, соответственно, русскую идею тогда не выделял. В молодости, как большинство сверстников, слушал рок. «Битлз», «Роллинг Стоунз»… Русская народная музыка воспринималась как что-то замшелое, устаревшее.  А песни стал петь в дружеском или родственном застолье те самые, русские – «Из-за острова на стрежень», «Скакал казак через долину», казачьи песни. Прямо как у Толстого. Помните, как Наташа Ростова русского плясала? Само оно проявляется, это чувство, это понимание национальной идеи на генетическом уровне проявляется. Само!

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также