Из общих духовных истоков
На выставке «Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы» в Национальном художественном музее можно увидеть около 100 произведений конца XIV – начала XIX века из коллекций девяти музеев четырех государств.
– Мы организовали международный религиозный проект, представляющий не только духовную, но и художественную ценность, – сказал Владимир Прокопцов. – Его границы вне конфессиональной причастности гостей выставки. Исторические памятники вызовут интерес у всех любителей искусства. В музее состоится «круглый стол», на котором специалисты обсудят роль православной иконы в истории, пройдут встречи со священнослужителями и искусствоведами.
Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева с гордостью представила свою любимую икону «Борис и Глеб», датируемую XIV веком. Слова восхищения в адрес этого экспоната высказал и директор Музея русской иконы Михаил Задорожный, но заметил, что каждый ценитель иконописи найдет на выставке что-то свое. А вот гендиректор Киево-Печерского историко-культурного заповедника Любомир Михайлин назвать наиболее близкое сердцу произведение не смог и объяснил почему:
– Представьте, что вас попросили выбрать любимого ребенка. Думаю, хороший родитель этого сделать не сможет: все дети одинаково любимы. Такие же чувства испытываю и я в отношении икон, которые мы привезли в Минск.
По словам заведующей отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Елены Карпенко, композиция выставки выстроена исходя из центрального образа Христа. Собрание из коллекций расположилось в трех залах и раскрывает этапы жизни Иисуса: иконы в первом зале посвящены Рождеству Господа и его земному служению, во втором – иконы Страстей Христовых, в третьем – находятся иконы с ликами апостолов и других последователей Учителя.
– В образе Христа православные христиане видят не только божественный, но и человеческий пример, – отмечает епископ Бобруйский и Быховский Серафим.
На выставке посетителей ждет встреча с шедеврами православной иконописи – «Деисусный чин» XV века из Третьяковской галереи, «Вознесение Иисуса Христа» конца XVII столетия из Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, «Преображение» XV-XVI веков из Национального музея в Белграде, «Спас Вседержитель» 1678 года мастера Георгиуса из собрания Национального художественного музея Беларуси. Помимо признанных творений представлены малоизвестные работы, например родословная Христа – редкий сюжет для иконописи. Специально для наших читателей реставратор из Сербии Радослав Пильяк-Радован поведал историю иконы своей национальной школы – «Христос Вседержитель» из Национального музея в Белграде: «В военное время первое, что уничтожали на наших землях враги, – это церкви. Поэтому икона, можно сказать, паспорт нашего народа. Многие экземпляры лишились глаз, их выкололи иноземные налетчики. Приложили руки и верующие, которые отдирали кусочки икон, чтобы использовать их как лекарство. Именно этот образ не поддается реставрации, потому что это не просто сложно, но он ценен как символ утрат и переживаний народа».
Выставка приурочена к 1025-летию Крещения Руси, которое православный мир празднует в этом году. Символично, что 10 октября на выставке отметят 35-летие архипастырского служения Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. По планам руководства музея, экспозиция будет работать до 5 декабря. Прикоснуться к свету, исходящему от древних икон, смогут все желающие.