Все краски Родины на цветных фото начала века
Выставка фотографий Сергея Прокудина-Горского «Россия в цвете» открылась в Музее Москвы.
Фотограф, издатель, педагог, химик (к тому же ученик великого Менделеева), общественный деятель – словом, еще один «русский Леонардо да Винчи». Он принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, берущему начало от татарских князей, породнившихся с самими Рюриковичами.
В 1909-1916 годах Прокудин-Горский исколесил Россию вдоль и поперек, чтобы запечатлеть разнообразие ее природы и культуры, многообразие этносов и памятников архитектуры – создать настоящую цветную летопись жизни дореволюционной России. Разрешение на съемку в любых местах и необходимые транспортные средства были предоставлены самим государем: Николай II был очарован уникальными работами Сергея Михайловича. Именно эти снимки составили коллекцию, представленную на выставке в Музее Москвы в год 150-летия фотографа.
Суровые скалы, тянущиеся к небу сосны Карелии. Каменное узорочье Кирилло-Белозерского монастыря. Армянские женщины в национальных костюмах под сенью изумрудной листвы деревьев. Румяные поволжские крестьянки, собравшие к приезду дорогого гостя спелую землянику и чернику – кажется, что фотографии Прокудина-Горского передают не только цвет, но и запах.
На выставке можно увидеть, как выглядят места, запечатленные Прокудиным-Горским в наши дни, – фотограф Вячеслав Ратников сделал снимки в 2013 году. Здесь же одна из самых знаменитых работ мастера – фотопортрет Льва Толстого, сделанный в Ясной Поляне в 1908 году, когда писатель отмечал 80-летие.
Талант Прокудина-Горского оценила и новая власть. В марте 1918 года снимки фотографа демонстрировались в Зимнем дворце, со вступительной речью выступил сам нарком просвещения Луначарский. А Ленин велел включить Прокудина-Горского – поистине «архинужного» человека – в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.
Но началась Гражданская война – работать в России становилось опасно для жизни. В это время Прокудин-Горский находился в командировке в Норвегии, где и решил остаться. Затем были Англия, США, Франция. Последний приют художник нашел на знаменитом «русском погосте» – кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.