В Швейцарии прошел первый фестиваль «Kino. Фильмы из России и не только».
В Женеве и Лозанне показывали фильмы, снятые на постсоветском пространстве. В зале – бывшие соотечественники и швейцарская публика, которая ничего не знает о современном российском кино. По этой причине и организовала киносмотр Елена Хазанова – наша соотечественница, уехавшая с родителями в Швейцарию в 12-летнем возрасте. В 2006 году на сочинском «Кинотавре» она представляла свой дебют «Переводчица», теперь стала арт-директором нового фестиваля. И сделала его со вкусом, без лишней шумихи. Среди гостей – режиссер Николай Лебедев, продюсеры Никита Михалков и Леонид Верещагин. Европейской премьерой их картины «Легенда №17» и открывался фестиваль. На показе присутствовали легендарный хоккеист Александр Якушев, шахматист Анатолий Карпов.
Ждали в Женеве и Алена Делона, так и не приехавшего по причине сердечного приступа. Но одного кумира советских женщин заменил другой – Робер Оссейн – легендарный Жоффрей де Пейрак из фильмов об Анжелике, которые смотрел весь СССР. Прославленный актер на смеси французского и русского, который он изучил благодаря матери, учившейся в Смольном институте в Санкт-Петербурге, и бывшей жене Марине Влади, прилюдно признался в любви к Никите Михалкову. Никита Сергеевич в ответ преподнес Оссейну вино «12» из Италии собственного производства.
Часть фильмов затрагивала тему прошлого и его отголосков в современной жизни. Отдельной строкой шла тема эмиграции. Картину «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова о сексуальных комплексах наших граждан представляли актеры Юлия Ауг и Никита Тарасов. Они рассказали публике, что это фильм о сексуальном наследии Советского Союза. Александр Сокуров представлял «Фауста» в Синематеке Лозанны с последующим обсуждением. Разговор с публикой во время таких встреч порой был не очень приятным для создателей.
Бурную дискуссию вызвала картина с названием «Истальгия» Дарьи Онищенко. О людях из Восточной Европы, оказавшихся в эмиграции, и их детях, не желающих уезжать с родины. Дарья Онищенко семь лет живет в Мюнхене, куда приехала из Киева. Мюнхенская няня ее дочки и стала прототипом героини, познакомившейся с бывшим сербским боксером, таким же одиноким, как и она. А вот сын героини, которого сыграл Иван Добронравов, не хочет переезжать из Киева в Германию. Дарья Онищенко участвовала в «круглом столе», участники которого делились своими мыслями об эмиграции. И одна из русскоязычных зрительниц резко заметила, что не увидела в «Истальгии» ничего, кроме пустоты. Марина Мигунова представила свой фильм о Марине Цветаевой «Зеркала». Сына Андрея Тарковского – Андрея специально пригласили на дискуссию из Флоренции. Он рассказывал о духовной эмиграции отца, снявшего за годы пребывания вне родины только 4 фильма. О художественном и экзистенциальном изгнании выдающегося режиссера рассуждали знаток русской культуры Жорж Нива и другие участники.
В документальный блок входили «900 дней» Джессики Гортериз (Голландия) – о блокадниках Ленинграда и «Гагаринлэнд» Владимира Козлова (Франция). Козлов – уроженец Минска и когда-то работал на «Беларусьфильме», довелось ему встретиться на съемочной площадке и с Элемом Климовым на картине «Иди и смотри». С 1992 года Владимир живет во Франции, снимает в основном документальное кино. Героев его фильма – жителей небольшого городка Гагарин, с одной стороны, переполняет гордость за то, что они, пусть опосредованно, причастны к первому в мире космонавту, а с другой – готовы подзаработать на «бренде».
Жюри, состоявшее из кинокритиков разных стран, присудило Гран-при «Урокам гармонии» Эмира Байгазина из Казахстана – современно и красиво снятой ленте о 13-летнем подростке, живущем в казахской деревне. Насилие и унижение со стороны ровесников, которым он подвергается, порождает ответную реакцию, корежит психику и убивает все лучшее в его душе. Спецпризы достались российским «Рассказам» Михаила Сегала за создание остроумного учебника истории современной России и «Длинным светлым дням» Наны Еквтимишвили – о закате советской эпохи в Грузии. Эта картина выдвинута Грузией на премию «Оскар». А зрители выбрали «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили.
Кроме того, они увидели ретроспективу фильмов Валерия Тодоровского, программу короткометражек «Кинотавра», анимационную ленту «Гадкий утенок» Гарри Бардина. Одним из событий фестиваля стало выступление Константина Хабенского в престижном зале «Виктория холл», где он читал «Калигулу» Камю с оркестром под управлением Юрия Башмета. Закрывался фестиваль картиной Александра Велединского «Географ глобус пропил» с участием Хабенского.