И интерес к нему у минчан с каждым годом только растет, потому что истинные меломаны знают – если приезжает «Паганини альта», ожидается что-то невероятное. Уже восьмой год маэстро привозит в Беларусь лучших артистов со всего мира и поражает своими идеями.
На открытие фестиваля, оставив на день киносъемки на Мальте, приехал народный артист России Константин Хабенский. Казалось бы, какое отношение актер может иметь к музыкальному фестивалю? По замыслу авторов концерта, актер читал стихи Владимира Маяковского в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета (премия «Грэмми»). Классическая музыка и высокая поэзия – произведения Сергея Прокофьева «Мимолетности – Сарказмы – Наваждение» и поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» – слились в одно целое.
– Мне кажется, «Облако в штанах» – не легковесная сатирическая поэзия, а глубокая любовная лирика, которая отражает космос человеческих переживаний, и музыка Прокофьева тоже очень непростая. Совместить двух непростых людей и их произведения – в этом был смысл, – рассказал Константин Хабенский. – Такую программу мы еще ни разу не делали. Это лирическая любовная поэзия в стиле хард-рока. Башмет любит импровизировать и экспериментировать в области классической музыки. Каждый раз, когда встречаемся на выступлениях, экспериментируем. Даже если программа отработана, все равно импровизируем. Радуем и себя, и зрителей литературно-музыкальными шаловливыми вкраплениями. Это освежает материал, предлагаемый зрителю.
Помимо литературно-музыкального действа в программе открытия прозвучали адажио «Ностальгия» для альта и струнных Энри Лолашвили и большая зоологическая фантазия для двух фортепиано, камерного ансамбля и чтеца в 14 частях «Карнавал животных» Камиля Сенс-Санса. В концерте приняли участие лауреат международных конкурсов Ксения Башмет (Россия) и лауреат международных конкурсов, пианист Ростислав Кример (Беларусь).
Примечательно, что во время форума на одной сцене с именитыми музыкантами выступает талантливая молодежь. Это способствует повышению уровня их исполнительского мастерства, карьерному росту, укрепляет связи в области международного культурного сотрудничества. Так, в один из вечеров звучали лучшие мировые классические произведения в исполнении маэстро и его учеников, лауреатов международных конкурсов Артема Шишкова (скрипка), Ивана Каризны (виолончель), Станислава Анищенко (контрабас) и концертмейстера камерного ансамбля «Солисты Москвы» Андрея Поскробко (скрипка).
Не менее интересным ожидается и завершение форума 12 октября. На концерте – впервые в Минске – выступит скрипач-виртуоз Максим Венгеров. Маэстро, в чьих руках самая известная скрипка Страдивари 1727 года под названием «Крейцер» и смычок, который раньше принадлежал одному из величайших скрипачей XX века Яше Хейфецу, исполнит романтические миниатюры и шедевры мировой классической музыки на сцене Большого зала Белгосфилармонии.
Однако не только концертами примечателен фестиваль. Важная часть форума – традиционные мастер-классы. «Их в Белорусской академии музыки проводят приезжающие на фестиваль солисты», – рассказал художественный руководитель фестиваля, выпускник Королевской академии музыки Лондона Ростислав Кример, благодаря которому и родилась идея этого масштабного музыкального праздника в 2006 году. Фестиваль Башмета сегодня – многогранный праздник искусства, полный динамичности и активной смены форм, ставших его фирменным знаком и одной из причин широкого резонанса. Международный фестиваль Юрия Башмета считается одним из самых уникальных событий на постсоветском пространстве. Репутация его с каждым годом крепнет, а билеты на концерты раскупаются задолго до начала форума.