САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Вечное цветение райских садов

На премию Союзного государства в области литературы и искусства в 2013-2014 годах Союзом дизайнеров России выдвинут коллектив художников ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина».

На премию Союзного государства в области литературы и искусства в 2013-2014 годах Союзом дизайнеров России выдвинут коллектив художников ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина».

В основе проекта – коллекция шалей «Цветы России», в которой представлены авторские работы ведущих художников мануфактуры. Автор белорусско-российского проекта «Букет для славянки» и один из создателей коллекции шалей «Цветы России» – главный художник ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», заслуженный художник РФ, лауреат Госпремий РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Зубрицкий. Над коллекцией работали лауреаты Госпремий РФ, заслуженный художник РФ Ирина Дадонова, Валерия Фадеева, Елена Жукова, Татьяна Сухаревская, художник-технолог Владимир Стулов, художник Елена Фаворитова. Коллекцию моделей одежды «Букет для славянки» представит художник-модельер, член Белорусского союза мастеров народного творчества Нина Бобрович. Выставочный проект «Букет для славянки» – пример творческого сотрудничества в области народных ремесел и промыслов – раскрывает общность национальных культур и показывает перспективы их развития. Шали и модельные костюмы выполнены на основе народных орнаментальных мотивов. Коллекция призвана популяризировать историческое наследие и развивать традиции славянских культур России и Беларуси. 
Промысел по изготовлению платков с печатным авторским рисунком возник в Павловском Посаде в конце XVIII века, развивался на протяжении двух веков и давно стал национальным российским брендом. Главный элемент павловского рисунка – роза. В центре, как правило, мелкие цветы, по краю – более крупные в сочетании с восточным орнаментом. Рисунок располагается симметрично от центра. Для одного платка используется до 23 тонов, сочетание цветов гармоничное и правильное, поэтому павловские платки такие яркие и универсальные. Изначально преобладали насыщенные цвета – бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый, обозначающие богатство. И платки эти действительно можно назвать богатством. Больше нигде в мире не выпускают шерстяных платков с набивным цветочным рисунком. Знаменитая роза с павловского платка украшает герб города-производителя.

В Беларуси павловопосадские шали широко распространились в женском костюме с середины XIX века. Их цветочно-растительная орнаментика органично сочеталась с атласными и парчовыми тканями городского и мещанского костюма, с народной вышивкой и печатной набойкой крестьянского костюма. По сегодняшний день павловский платок является популярным декоративным элементом женского наряда, востребован в праздничных комплектах и исторических костюмах, нравится молодежи.

Когда шло обсуждение номинантов на портале Союзного государства, конкурентов у художников из Посада не было. Огромное количество отзывов – горячих, неравнодушных, восторженных, приводились целые главы из книг и альбомов, статьи из российских и белорусских газет. Историки, художники, музейщики, педагоги, поэты, представители интернет-порталов, москвичи, минчане, жители российской и белорусской глубинок, европейцы и нью-йоркцы – все сказали свое слово. И слово это было о том, что павловский платок зацепил своими дивными цветами на разных фонах что-то такое сущностное в душе женщины, русской женщины прежде всего, что она никогда не расстанется с этим произведением искусства. Весь калейдоскоп мнений и попытаемся представить сегодня в газете.

Из книги «Павловопосадские узоры»

 Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности. 

Людмила Вакар: Коллекция платков роскошная. В ней есть исторические реконструкции и много современных авторских композиций, которые делают двухвековую традицию востребованной сегодня. Сам факт того, что элемент сословного «купеческого» костюма стал общероссийским брендом и способен быть предметом творческого диалога между славянскими культурами, говорит о его актуальности и неисчерпанности художественных возможностей. 

Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде: Несмотря на конкуренцию, народный промысел не потерял лицо и на протяжении двухвековой истории, продолжая традиции, идет в ногу со временем. Фонды нашего музея позволяют нам сравнивать платки более 30 мануфактур России на рубеже XIX-XX веков, и подчеркнем, что до XXI века дожило только это предприятие. 

Светлана Хорсун: Павловопосадские платки – жизнерадостные, сродни цветущему Эдему: здесь и розы, и маки, и жасмин. Из них шьют свои костюмы Надежда Бабкина, Алика Смехова и другие артисты, активно работает с ними модельер Слава Зайцев. Но, пожалуй, самое главное – их любят и ценят обычные покупатели. Люди, которые трудились на производстве, были в основном из окрестных деревень старообрядцев: дети их издавна учились по Часослову и Псалтыри. В домах сельчан были старинные книги с цветными орнаментальными заставками. Образ цветущей лилии имел для мастера священное значение, он его связывал с народным представлением о Древе жизни, о вечном цветении райских садов. 

Инга Сампоева: Сама идея коллекции достойна любой премии. Как же это не чудо, если с конца XVIII века к этим шедеврам не проходит интерес во всем мире?! Наблюдала на форумах погоню за павловопосадскими новинками. И лично могу свидетельствовать, что они продаются с успехом в Нью-Йорке.

Алеся Часопіс: Яркие павловопосадские платки давно известны белорусским женщинам. На Белорусском Полесье свекровь до сих пор дарит такой шерстяной платок на свадьбе невестке, которую в обрядовых песнях сравнивают с розой. 

Татьяна Матвеева: Коллекция Нины Бобрович была представлена в Витебске накануне «Славянского базара». Платья в конструктивистском стиле были сшиты из павловопосадских шерстяных и шелковых платков и белорусского льна. Наряды демонстрировали девушки из подиум-школы Сергея Нагорного. В этот же день в Музыкальной гостиной открылась выставка «Партнерство традиций и моды». Здесь были представлены шали и модели народного костюма из платков. У шалей поэтичные  названия – «Русь», «Журавушка», «Ивушка», «Старинный замок», «Аромат лета». Работая над моделями в ретростиле, Нина Бобрович реконструировала народный костюм витебско-псковского и витебско-смоленского пограничья на рубеже XIX-ХХ веков. 

Оксана Мытько: Как призналась Валерия Фадеева, у каждого посвященного Беларуси платка своя история. К примеру, образ «Славянки» возник у нее во время «Славянского базара в Витебске», символом которого являются васильки. А вот платок «Малиновка» обязан своему появлению знаменитой песне «Верасов» «Малиновка», которую Валерия Фадеева услышала на одном из концертов. 
Дарья Рябцева: Павловский Посад и наша Любань – города-побратимы. И этим летом в Музее народной славы во второй раз экспонировалась выставка павловских платков. Она вызвала огромный интерес у людей, в том числе у мужчин. Названия изделий звучали, как песня – «Садко», «У камина», «Весеннее утро», «Танцующие орхидеи». «Платки покорили меня в первого взгляда, – призналась посетительница Светлана. – Каждый платок – произведение искусства. «Тайна сердца» просто сразила меня. И у всех удивительная энергетика. 

Нина Бобрович: Все новое – это хорошо забытое старое. К сожалению, в современном мире уж очень хорошо «подзабыты» рукотворные предметы народного творчества, находящиеся в гармонии с природой и человеком. Если не прокричать «караул» сейчас, то завтра будет поздно – а ведь мы многое увидели в экспедициях, узнали секреты наших дорогих деревенских старожилов, кое-что научились делать своими руками, например славянские пояса. А о том, как белорусские женщины по святым праздникам наряжаются в павловские шали, знаю с детства, которое прошло в старолепельской глубинке!

Ольга: «И «Русским золотом» играя,/ Узор волшебный заплетая,/Душа моя уж мчится в высь…/«Мгновение, остановись»!
Алиска:  Раньше я думала, что такие платки носят только бабушки. А сейчас и самой захотелось. Яркий, праздничный и такой нарядный. Сарафаны из него тоже очень интересны. Встречала индийские балахоны, ну это же не то, что хотелось. А здесь в самое apple. Респект коллективу за fashion!!!

Ли Синьжунь: Очень хорошо.

Елена: Вот, думаете, как можно отличить русских на наших гастрольных концертах в Америке? А по павловопосадским платкам! Похоже, эмигранты, наравне с золотыми изделиями и горстью родной земли, увозили и павловские платки. У моей мамочки есть платок этой мануфактуры, и у бабушки был, думаю, у каждой женщины он есть. А если пока нет, то будет. 

Ну а мне Виктор Иванович Зубрицкий рассказал однажды историю: «На одной из выставок я заметил женщину, которая стояла в отдалении и не приближалась к платкам. «Что ж вы там стоите, – сказал ей, – идите ближе». Она подходит и говорит: «Искуситель, я не ношу ваши платки…» «А что тогда стоять?» – думаю про себя. А она продолжает: «…Но страстно их люблю. У меня пять ваших изделий, вот стою – выбираю, как бы шестое купить». А дальше серьезно так говорит: «Знаете, в жизни не всегда бывает все хорошо, иногда такая хандра нападет, просто тоска, вот в такие моменты я прихожу домой, беру чашечку кофе или чая, закутываюсь в одну из ваших шалей, сажусь в кресло и, вы не поверите, рождаюсь заново. Вот что такое ваши платки и шали для людей!» После таких слов и думаешь: «А ты сам-то готов родиться заново? То есть создать что-то новое? Для чего вообще ты живешь на этой земле?» Ты испытываешь настоящее вдохновение и готов творить дальше.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  2. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  3. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  4. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  5. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  6. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  7. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  8. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  9. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  10. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  11. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  12. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  13. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  14. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией
  15. Более 124 тысяч граждан Украины прибыли в Беларусь с начала года

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин: Европу опустили ниже плинтуса

Под дудку американской администрации пляшет польку-бабочку по первому свистку.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также