САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Под звуки джаза и стихи великих …

Коктебель  остается центром русского культурного присутствия в Крыму.

Коктебель остается центром русского культурного присутствия в Крыму.

Как сказал известный чилийский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Пабло Неруда: «Крым – это орден на груди планеты». Эта мысль близка всем, кто бывал в Крыму. 

 До сих пор Крымский полуостров – любимое место отдыха миллионов граждан бывшего СССР. Известно, что ощутить всю прелесть этой земли можно во время бархатного сезона, который продолжается с августа по октябрь. Но сентябрь – особый месяц, и многие, кто волен выбирать время отпуска, сознательно едут сюда в начале осени. Толпы отдыхающих редеют, солнце еще греет, но уже не обжигает, и главное – именно в середине сентября на восточном побережье Крыма в живописнейшем поселке Коктебель проходит всемирно известный фестиваль современной джазовой и мировой музыки «Джаз Коктебель».

Приют поэтов  всех  времен

В этом году одиннадцатый по счету фестиваль совпал с другим знаковым для Коктебеля событием – 100-летием Дома-музея поэта Серебряного века Максимилиана Волошина. Волошин для Коктебеля фигура культовая. Благодаря ему крохотный поселок превратился в светскую и культурную Мекку первой трети XX века. Его дом всегда был полон гостей. Литераторов, художников, музыкантов и других представителей творческой элиты сюда манили великолепие природы и оригинальная личность хозяина. В его доме бывали Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Алексей Толстой, Елизавета Дмитриева, больше известная как Черубина де Габриак, Марина Цветаева и Сергей Эфрон, познакомившиеся здесь. Волошин действительно был очень гостеприимен, открыт к людям и миру во всем его разнообразии. «Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог», – начинает он свое знаменитое стихотворение «Дом поэта». 

Волошин и Коктебель сейчас связаны как альфа и омега, даже существует история о том, что при его жизни произошло смещение горных пород, после которого одна из скал Карадага, выступающая в море, удивительным образом стала напоминать профиль Максимилиана. Сходство замечали его современники и сам Волошин: «И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой…» (стихотворение «Коктебель», 1918). Но оценил первозданную красоту этих мест он не сразу.

Впервые Макс приехал сюда с мамой еще в 1893 году, когда ему было 16 лет. Коктебель был более дешевым местом по сравнению с Москвой, что было актуально на фоне материальных трудностей, к тому же мальчик болел астмой и знакомый московский врач посоветовал им крымский климат. Мать построила дом на берегу моря, а он, учась в Феодосийской гимназии, приходил к ней пешком через холмы на выходные дни. В начале большой любви к местному пейзажу у него не было. Пустыня, голые холмы – непривычная картина после Москвы, где зеленые леса и совсем другая природа. Но, общаясь с учительницей Александрой Петровой, коренной жительницей Феодосии, он увидел древность этой земли и ее красоту. Именно она привила любовь к этим пустынным, обожженным холмам, певцом которых он станет позже в своих стихах и акварелях. В автобиографии он писал: «…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…» 

Будучи уже взрослым человеком и побывав в Париже, Волошин принимает решение поселиться в Коктебеле. Мать купила еще один участок земли на берегу моря, и Максимилиан решил сделать здесь свой дом, задумывая его как литературно-художественное ателье. В 1903 году Волошин принимается за строительство. Сохранились его эскизы проекта дома, который изначально планировался для удобства гостей, для их отдыха, творчества и взаимного общения. 

Он строился в два этапа. В 1913 году Волошин заканчивает пристройку к дому – высоким эркером из дикого камня, где находилась его светлая, просторная мастерская. Здание получилось удивительно гармоничным, составляя единое целое с коктебельским ландшафтом. Многие сравнивали его дом с кораблем, причалившим к берегу. Позже, когда началось смутное время революции и Гражданской войны, этот дом стал для многих единственным шансом на спасение. Сам Волошин писал в стихотворении «Дом поэта» (1926 г.): 

В те дни мой дом – слепой и запустелый -
      Хранил права убежища, как храм,
      И растворялся только беглецам,
      Скрывавшимся от петли и расстрела.
      И красный вождь, и белый офицер -
      Фанатики непримиримых вер -
      Искали здесь под кровлею поэта
      Убежища, защиты и совета. 

 В самые тяжелые годы дом был наполнен жильцами. Бесплатный приют и одновременно отдых, отвлекающий от тяжелых мыслей, наполненный впечатлениями киммерийской природы, серьезными научными и культурными дискуссиями, юмористическими розыгрышами, джазовыми концертами, которые Волошин любил и устраивал у себя в саду. Сохранилась картинка-фиксация, нарисованная во дворе дома Волошина, с узнаваемыми персонажами, подписанная «Любимый коктебельский джаз-бенд», оставленная в подарок уезжающими гостями летом 1924 года. 

 Джаз  как  продолжение Поэзии

Личность Волошина, дух и история его дома – Дома Поэта, который продолжил играть значительную роль в культуре ХХ века и после ухода хозяина, вдохновили в 2003 году Дмитрия Киселева и Лилию Млинарич на создание фестиваля «Джаз Коктебель». Фестиваль изначально задумывался как возможность привлечь внимание к судьбе Дома-музея Волошина и найти спонсоров для его реставрации. «За пару лет удалось собрать более 150 тысяч долларов – это средства, переданные как частными лицами, так и компаниями», – рассказывает директор музея Наталья Мирошниченко. 

В итоге кроме помощи музею фестиваль стал одним из главных джазовых форумов на просторах СНГ. С каждым годом форматные рамки расширяются и кроме чистого джаза здесь можно услышать музыку других стилей и направлений, но всегда живую, качественную и близкую джазу по духу. Организаторы неизменно радуют публику концертами маститых джазменов и представляют новые имена. Музыканты приезжают со всего мира, в этом году в фестивале приняли участие музыканты из 15 стран: Великобритании, Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Австрии, Чехии, Словакии, Грузии, Эстонии, Японии, Кубы и, конечно же, Украины, Беларуси, России. 

Фестиваль проходит на трех сценах: Волошинской, расположенной в саду Дома-музея;  NuJazz’овой – главной и самой большой; Открытой – тоже большой, полноценной и абсолютно бесплатной. «Волошинка» построена во дворе Дома-музея и оттого имеет ограниченное количество посадочных мест, на которые продаются билеты, если точнее – только 200 кресел для ценителей современного джаза и импровизационной музыки. NuJazz-сцена несравнимо более вместительна по количеству зрителей. В 2008 году эта новая фестивальная площадка открылась на просторном пляже в самом конце набережной, за холмом Юнге. Здесь выступают хед-лайнеры фестиваля и наиболее интересные артисты, по мнению ее кураторов. Открытая сцена – дневная площадка, тоже расположенная на пляже с другой стороны от холма Юнге. Она является воплощением чистого творческого альтруизма, поскольку билетом на нее по-прежнему остается лишь хорошее настроение. 

В этом году программа Открытой сцены стала больше, лучше, ярче. Здесь выступали поистине классные музыканты: словацкий дуэт «Longital», своей музыкой покоривший публику и вполне достойный выступать на главной сцене; чешская группа «Тысичаци», смешивающая рок, джаз, моравский фольклор, во главе с лидером Петером Вашей – человеком-перформансом; «Куку Шанель» – авторский проект Марии Кудрявцевой, чьи песни уже полюбили жители не только родной Украины, но и России, от Москвы до далекой Сибири; заводная Анико Долидзе – джазовая вокалистка, известная в музыкальных кругах СНГ; чешско-австрийская группа «Metamorphosis», виртуозно соединяющая классическую инструментальную музыку с зарядом энергичного панка и др.

Программа NuJazz-сцены в этом году как никогда пестрела именами топовых, модных, первоклассных музыкантов: Nils Petter Molvaer – один из самых прогрессивных творцов европейской импровизационной музыки; культовый джазовый трубач Eric Truffaz; легендарные «Telepopmusic» и электронщик Bonobo; самый популярный трубач России Вадим Эйленкриг; певец  кубинской скрипки Omar Puente; последние романтики питерской сцены «Billy’s Band»; братья-итальянцы «Montefiori Coctail», играющие отменный фанк; питерский квинтет «Juniper»; украинское открытие года «The Hardkiss» и др.

Волошинская сцена порадовала выступлениями таких участников, как Jacob Karlzon – лучшего джазового пианиста Швеции 2010 года; «Yuko Okamoto Quartet» из Японии; джазовой вокалистки и композитора Zoe Gilby из Великобритании и др. На уровне были и музыканты из Беларуси и Украины – «Tanin Jazz» из Минска и «French Connection Jazz Quartet» из Киева. 

Одиннадцатый «Джаз Коктебель», как всегда, был праздником для музыкантов и публики, съехавшейся сюда из разных уголков бывшей большой страны. Это были четыре дня беззаботности, радости, красоты. Дух свободомыслия и творчества, витавший в Доме Поэта когда-то, вернулся на эту землю с новой силой, и завет Волошина: «Войди, мой гость: стряхни житейский прах,// И плесень дум у моего порога...», обращенный ко всем приезжающим, был реализован полностью.

Елена БОЛДЫРЕВА, 
собкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также