25 сентября общественному информационно-публицистическому телеканалу ТРО, освещающему процессы строительства Союзного государства, исполнилось 6 лет. Непростых 6 лет поисков своего лица, своей зоны вещания, своих методов работы.
Проект уникален тем, что авторами передач, рассказывающих о жизни двух братских народов, давно обретена тональность, которая обеспечивает телеканалу особую нишу – это телевидение можно смотреть всей семьей. Сегодня программы телеканала ТРО смотрят более чем в 800 населенных пунктах России, Беларуси и стран СНГ. Зрительская аудитория канала составляет более 35 млн человек.
Мы попросили генерального директора телеканала ТРО Игоря УГОЛЬНИКОВА рассказать о том, чем жив коллектив сегодня.
- К сожалению, мы подходим к празднику в несколько подвешенном состоянии, хотя нам есть чем гордиться. Энтузиазм, с которым воспринималось всеми появление канала ТРО шесть лет назад, иссяк, в политическом плане возникает немало проблем в отношениях наших стран, да и по поводу строительства Союзного государства можно услышать скептические высказывания. При этом братские отношения наших народов ничуть не стали прохладнее, скорее наоборот, канал наш с удовольствием смотрят и в Беларуси, и в России, как в центре, так и в провинции. Мы вещаем 24 часа в сутки блоками по 6 часов, ежедневно даем новости, канал хорошо «стоит» в пакетах многих операторов, но мы с командой не чувствуем той поддержки, которую имели раньше. В особенности со стороны России. При этом я уверен, что канал с такой позитивной направленностью необходим людям.
- А конкретно, какие характерные передачи можно увидеть только на канале ТРО?
- В первую очередь это, конечно, новости, мы все-таки строим Союзное государство и должны информировать граждан об этом процессе. За информационную часть канала отвечает наш главный редактор Александр Минаков, он ведет программу «Союз» и следит за тем, чтобы новости были яркими и интересными и в то же время злободневными и острыми. Кроме ежедневных новостей, он делает еженедельные обзоры. Также хочу отметить нашу базовую программу «Москва - Минск», которую ведет Татьяна Худобина. Мы вместе с Юрием Гроеровым делаем в Минске программу «Время Союза». Это общественно-политическое ток-шоу, где мы обсуждаем с гостями различные актуальные вопросы. Раньше приглашали студентов, сейчас зрителей разного ранга. Очень люблю программу Тамары Вятской «Трасса М1», в которой она разъезжает между Москвой и Минском и с подкупающей искренностью разговаривает с людьми – с водителями грузовиков, строителями, гастарбайтерами. Эта очаровательная дама с короткой стрижкой вызывает у всех доверие, и люди раскрываются в беседах с ней. Юрий Гроеров делает специальную программу белорусских новостей и подает их ярко и динамично.
Раньше мы снимали документальные фильмы, сейчас такой возможности нет, хотя один фильм - «Черная рука» - о сербской террористической организации, причастной к началу Первой мировой войны и ВОВ, мы сделали. Кроме того, сделали интересный проект «Блогеры в армии». А Елена Ульянова, которая работает в белорусском представительстве, делает второй цикл «Каникулы в истории». Первый был посвящен Отечественной войне 1812 года, а этот - казачеству. Мы рассчитываем на взрослую аудиторию, хотя наши программы смотрят и дети. Мы и фильмы для просмотров отбираем с таким расчетом, чтобы их можно было посмотреть всей семьей, - советскую классику, картины о ВОВ, детские фильмы, например, «Буратино» студии «Беларусьфильм».
- И все-таки, почему такое настроение в дни праздника?
- Потому что нет ощущения, что канал нужен. На заседаниях Совмина постоянно обсуждается судьба канала – нужен ли он, не перевести ли его во внебюджетную форму существования. Для меня это звучит странно: если есть Союзное государство и решение Совмина, что телеканал нужен, то почему нас хотят превратить в коммерческую структуру? Да я за месяц могу сделать из ТРО успешный коммерческий канал, но там не будет ничего позитивного. И, главное, не будет информации о Союзном государстве. А смысл-то как раз в этом.
- То есть, работая на ТРО, вы чувствуете себя этакими донкихотами?
- И донкихотами, и санчо-пансами. Но не могу сказать, что мы бессребреники, мы все время делаем заявки на увеличение бюджета и штата, для того чтобы интереснее делать программы, чтобы свой оригинальный блок расширить до 8 или 12 часов, перейти вообще на 24-часовое вещание. Нас все время сравнивают с Общественным ТВ по контенту и по тому, что они тоже подают информацию блоками, но их бюджет в 10 раз больше, чем наш. Если нам добавить людей и денег, мы можем превратить канал ТРО в настоящий Союзный общественный телеканал. Но нашу концепцию развития канала, рассчитанную на срок до 2015 года, не утверждают.
- А как обстоят дела с продвижением вашего проекта о Первой мировой войне?
- Что сказать, живу в машине и вертолете, летающем над Псковской областью, где уже три недели Дмитрий Месхиев снимает «Батальон смерти». На съемочной площадке не гнушаюсь ничем. Работаю как второй режиссер, занимаюсь массовкой. Сейчас съемки остановлены из-за проливных дождей, и я, конечно, нервничаю. По плану все батальные сцены мы должны отснять до Нового года. А там полтора километра российских и немецких окопов, построена деревня 100-летней давности, и бритые девчонки учатся ходить строем и держать оружие. Зимние сцены снимем потом в Питере. Картина сложна не батальными сценами, а психологией - что происходит внутри у женщин, когда они берутся за оружие, какие отношения возникают между ними и с солдатами той поры, все это очень важно. Тем более мы взяли самый сложный исторический отрезок времени - между Февральской революцией и Октябрьским переворотом. Поэтому и картина такая тяжелая.
- Говорят, вы куда-то окунали актрис перед съемками якобы для вдохновения?
- В грязные окопы, куда еще. Действительно, так просто не пойдешь и не обреешься наголо, не возьмешь винтовку. Они много читали о Первой мировой и прекрасно понимают, что делают. Снимается у нас 160 человек – актрисы, каскадеры, «эпизодницы» из Питера и псковские девчонки. А на экране народу должно быть как минимум вдвое больше. Главную героиню Бочкареву играет Маша Аронова, ее работой я очень доволен. У Маши Кожевниковой особенно сложные съемки будут в Питере. Марат Башаров будет играть Керенского. 1 августа 2014 года, в день 100-летия Первой мировой войны, мы должны показать этот фильм в первый раз. Времени в обрез.
- По заказу ТРО вы планировали снять еще и документальный фильм на тему Первой мировой.
- Да, о противостоянии наших с немцами под Сморгонью, которое длилось 700 дней. Мы туда ездили и даже начали снимать, но из-за невозможности разорваться я отложил съемки до следующего года.
Беседовала Нина КАТАЕВА