70-й Венецианский кинофестиваль оставил двойственное впечатление. С одной стороны, он удался, было что посмотреть, и по случаю юбилея придумали много интересного.
А с другой стороны, невозможно избавиться от ощущения заката большой киноимперии. Проходят годы, но обещанный новый фестивальный дворец в Венеции все никак не построят – нет средств. Зато на заборе, ограждающем котлован, разместили выставку проектов будущей киноцитадели.
Считается, что именно Венецианский фестиваль благоволит к российскому кино, что уже не раз было доказано. Но теперь ни одну российскую ленту в конкурс не взяли. Разве что архивные кадры, которые демонстрировали перед сеансами, напоминали, что были у нас «Иваново детство» Тарковского, «Первый учитель» Кончаловского, получавшие в Венеции награды. Да еще в программе «Венецианская классика», ставшей конкурсной, показали отреставрированную версию фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа 1984 года. Представляли картину вдова режиссера Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший, входивший в жюри, присуждавшее призы за дебюты.
Главный конкурс оценивало жюри под председательством классика итальянского кино Бернардо Бертолуччи. Передвигается он в последние годы исключительно в инвалидной коляске и так умудряется даже снимать кино. Многие остались недовольны его решением. Но для Италии праздник – в кои-то веки победила итальянская картина (в последний раз это было 15 лет назад), да еще документальная (впервые!), – «Святая кольцевая Римская дорога» Джанфранко Рози. Ей и достался «Золотой лев». Она чем-то напомнила «Трубу» Виталия Манского, где истории о самых разных людях как полипы нарастают вокруг центровой магистрали. У Рози – это шумная дорога, ведущая в Рим, которая не спит ни днем, ни ночью, у Манского – газовая труба, протянувшаяся из России через всю Европу. Говорят даже, что если бы не Рози, фильм Манского мог попасть в конкурс Венеции.
Шокировало, конечно, то, что сразу две серьезные награды – «Серебряный лев» за режиссуру и «Кубок Вольпи» за лучшую актерскую работу – достались греческой картине «Мисс Насилие» режиссера Александроса Авранаса. Сюжет картины своеобразен: во время празднования дня рождения в тесном семейном кругу выбрасывается с балкона виновница торжества. Отмеченный наградой Темис Пану сыграл благообразного злодея, который сдает, как сутенер, своих дочерей и внучку-подростка для утех мужчинам. Два приза свидетельствуют о том, что картина особенно понравилась жюри или ее председателю. Греческое кино, о «новой волне» которого заговорили совсем недавно, вообще спорное, со своеобразными эротическими проявлениями на грани порно.
тическими проявлениями на грани порно.
Фильм «Бродячие собаки» тайваньского режиссера Цай Минляна отмечен Большой премией жюри. Вот уж действительно мощная картина, которая не будет иметь никакого успеха у публики, отчего собственно режиссера и одолевают мысли о бренности кинобытия. Он всерьез задумался о том, стоит ли вообще заниматься кино. Одинокий отец в «Бродячих собаках» зарабатывает на жизнь тем, что стоит целыми днями на трассе с рекламным щитом в руках. Дочь и сын спят с ним вместе, умываются в общественном туалете, живут в заброшенных пристанищах, подобно бездомным собакам.
Необычную немецкую картину «Жена полицейского» Филипа Гренинга жюри наградило спецпризом. Она состоит из незначительных эпизодов, составляющих каждодневную жизнь. Молодой полицейский, по виду – чистокровный ариец, методично сводит в могилу собственную жену. День за днем – монотонное насилие и безысходность. Сама манера, в которой сделана эта картина, ставит ее в особый ряд живого кино, которого вообще мало в современном мире.
Отмечен жюри и сценарий фильма «Филомена» Стивена Фрирза – картины, которую зритель наверняка увидит. Вот образец качественного мейнстрима с великолепной работой актрисы Джуди Дэнч, героиня которой всю жизнь ищет сына, отнятого у нее в монастыре. И находит, когда его уже нет, мужественно принимая всю правду о том, как он прожил свою короткую жизнь без нее.
Участвовала в конкурсе и анимационная лента «Ветер крепчает» 72-летнего японского классика Хаяо Миядзаки («Унесенные призраками»). Работает он вопреки новейшим тенденциям – рукотворно, по старинке и как-то умудряется передать то, что называется духом своего народа. Миядзаки в Венецию не приехал, но от его лица было сделано заявление, что больше снимать кино он не будет.
Награду Persolo award вручили 87-летнему польскому классику Анджею Вайде. В Венеции он представлял новый фильм «Валенса. Человек надежды», рассказывающий о Лехе Валенсе – простом электрике и многодетном отце, который стал лидером независимого профсоюза «Солидарность», лауреатом Нобелевской премии мира, а потом и президентом Польши. Главную роль сыграл польский актер Роберт Вечкевич, чем-то похожий на прототипа. Частная жизнь Валенсы протекает на фоне того, что происходит в СССР, где у руля стоит Леонид Брежнев. Такого кино мы, наверное, больше не увидим. То, чем жили прежние поколения, не под силу одолеть тем, кто идет вслед за ними. Большой стиль из кино постепенно уходит, наступает время «Жены полицейского», совсем другой эстетики и киноязыка.