САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

В Туманном Альбионе

Гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Союзного государства в Великобритании стали настоящим событием. О гастролях Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра в Лондоне, в которых рассказывают дирижеры Вячеслав Валеев (Москва) и Андрей Галанов (Минск).

Гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Союзного государства в Великобритании стали настоящим событием. 

Кто-то из музыкантов выступал в составе коллектива впервые, кто-то отколесил с оркестром уже не один город, а в оркестре играют лучшие учащиеся ЦМШ при Московской консерватории и Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки, но безусловно каждый из них испытывал волнение. 
Концертов в Англии было три – один в Кембридже и два в Лондоне, в церкви St.John's Smith Square и в Саутваркском кафедральном соборе. Чем запомнились выступления Молодежного оркестра английским слушателям, какие выводы были сделаны после гастролей коллектива его руководителями, что появится в программе оркестра в следующем году?
О гастролях Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра в Лондоне, в которых рассказывают дирижеры Вячеслав Валеев (Москва) и Андрей Галанов (Минск). 
Вячеслав ВАЛЕЕВ:

– Вячеслав Ахметович, вы руководите оркестром третий год, на чем был сделан основной акцент перед такими ответственными гастролями?
– Программу гастролей готовили полтора года, перед нами стояла задача продемонстрировать нашу способность к интеграции в европейскую культуру. Поэтому мы взяли Концерт Мендельсона, который с большим успехом играли в прошлом году в Германии, и его увертюру «Гибриды», написанную, как известно, на английской земле. Ребята включились в процесс моментально, и надо было слышать, как осмысленно и содержательно они сыграли эти вещи. Также у нас в программе была Сюита в старинном стиле А. Шнитке, которая стала откровением для многих слушателей. Публика каждый раз вставала и одаривала нас овациями и аплодисментами. Кроме того, мы привезли в Лондон «Мелодию» Чайковского, в которой по очереди солировали Даша Ушакова из Москвы и Анна Ждан из Минска. А в Концерте Мендельсона всех поразила чистейшей интонационностью, русской теплотой звука, импровизационностью и феерической техникой ученица ЦМШ Цой Се Пёль, наша кореянка из Хабаровска. И вновь подходили люди, пожимали нам руки, выражая свое восхищение. И это означало одно – что оркестр наш признан мировым слушателем. В Концерте для цимбал с оркестром Д. Смольского солировала Яна Славашевич из Беларуси. Для англичан этот инструмент, которому 5 тысяч лет, – экзотика, а белорусская школа игры на цимбалах лидирует в мире. Также мы взяли в программу музыкальную пьесу нижегородского композитора Э. Фельтермейстера «Офелия» по мотивам шекспировского «Гамлета». Ее мы исполнили на последнем концерте в Лондоне, в Саутваркском кафедральном соборе, где есть витражи на темы Шекспира и где похоронен его брат. Аранжировку пьесы сделал молодой московский композитор Алексей Попков. Слушали «Офелию» с замиранием сердца, настолько красивая музыка. А главное, Попков написал для нас попурри «На Туманном Альбионе», куда вошли мелодии, известные каждому англичанину. «Салют Любви» Элгара, «Коронационный марш», или «Страна надежды и славы», музыка из последней оперы Пёрселла на шекспировский сюжет, которая заканчивалась аллюзией биттловской Yesterday. А также старинная английская песня «Правь, Британия, морями, и британцы никогда не будут рабами!». Андрей Галанов придумал, что после того, как отзвучит оркестровая тема, оркестр начнет петь. И, что вы думаете, зал запел вместе с нами!.. Это был огромный сводный российско-белорусско-английский хор. Корейцы, которые пришли поддержать нашу солистку, растерянно смотрели то на сцену, то в зал – что это за флешмоб?! И почему русские, англичане и белорусы утирают слезы?! Ну а после этого мы сыграли Гимн Великобритании God Save the King («Боже, храни короля»), который по указу императора Александра I с 1816 по 1833 год исполнялся и как Гимн России (на слова стихотворения Василия Жуковского «Молитва русских»). Зал вновь встал – англичане под свой гимн, а русские – под свой, восторгу зрителей не было предела. 

– Чем запомнился вам концерт в Кембридже?
– В этом городе, который расположен в полутора часах езды от Лондона, сохранился дух старой Англии. Потрясающее место. Когда попадаешь туда, возникает ощущение другого времени. Город, я бы сказал, в стиле тяжелого сосредоточенного Средневековья. Я запомнил толстые стены, холодный ветер и гребцов с шестами на лодках, похожих на венецианских гондольеров. Выступали мы в городском соборе. На концерт проходили по своеобразной «красной дорожке» метров в 30 между зрителями, и публика уже оценивала вас. Зрители откровенно не ожидали такого впечатления от «детишек»: после «Гибридов» прослезились. А когда мы сыграли Шнитке, секунд на 30 в зале повисла тишина – осознавали, что произошло. Народ был ошеломлен. Не понимаю, почему англичан называют чопорными. Просто эти люди прекрасно понимают, что можно делать, а что нельзя. В городе нас запросто могли поприветствовать, узнав, что мы из России, да еще попросить «передать Путину, что Россия все правильно делает». 

– Всех ли удовлетворила культурная программа? 
– Более чем. Кто хотел увидеть Букингемский дворец, Тауэр и Биг-Бен – увидели, кто хотел посетить музеи Шерлока Холмса или Восковых фигур – посетили, кто мечтал прокатиться на колесе обозрения, погулять по старому городу или полежать на травке рядом с Букингемским дворцом – осуществили это. Ребятам мы предоставили полную свободу. Они самостоятельно гуляли по городу. В эту поездку мы взяли выпускников ЦМШ, студентов консерватории, которые ждали ее в течение двух лет. Так что состав оркестра – лучшего и желать не надо. Язык музыки универсален, он не имеет границ. В отличие от воздействия на разум музыка сразу попадает в сердце. И английские зрители на интуитивном уровне поняли, что единение между нашими странами, Россией и Беларусью, существует не на бумаге, это действительно братские отношения двух народов. Убедило их в этом то, что огромный коллектив, который они видели на сцене, встречается лишь два раза в год, а играет, как один человек.

Андрей ГАЛАНОВ:

– Андрей Игоревич, как бы вы описали нынешние гастроли Молодежного театра, сравнив их с поездками коллектива в предыдущие годы?
– Нынешние гастроли были организованы на самом высоком уровне, все моменты очень продуманы. Что касается состава оркестра, сложно сравнивать. Те ребята были хорошие по-своему, эти – по-своему. 

– А как вы оцениваете площадки для выступлений? Какое из мест запомнилось больше всего – по акустике, реакции зрителей?
– Все площадки были по-своему значительны и внушительны. Выступления прошли в Кембридже, на крупнейшей концертной площадке Лондона в церкви St. John’s Smith Square, в одном из самых известных готических зданий в Саутваркском кафедральном соборе. Действительно, уникальные места, которые при этом идеально подошли для выступления оркестра. 
       
– Насколько комфортно, как вам кажется, было выступать в незнакомых залах юным музыкантам?
– Перед концертами у ребят всегда была акустическая репетиция. За час-полтора надо было полностью приспособиться к акустике нового зала. Но молодежи к такому режиму работы не привыкать. Ребята быстро осваиваются. Мы ведь и репетиции начинаем совместные, российских и белорусских музыкантов, непосредственно накануне гастролей, а до этого репетируем по отдельности. Чтобы подготовиться к программе, «музыкальным детям индиго» достаточно нескольких самостоятельных занятий дома и пары совместных репетиций. Поэтому не возникло проблем и во время непосредственных выступлений на английских площадках.

– А как воспринимали белорусских и российских музыкантов англичане?
– Английская публика ничуть не отличается от другой публики, которая хоть чуть разбирается  в музыке. Когда мы играли хорошо, нас и принимали хорошо. Если бы мы играли перед французской публикой или перед немецкой, они воспринимали бы нас настолько хорошо, насколько хорошо бы мы играли. 

– Перед каким контингентом слушателей пришлось выступать оркестру?
– Слушатель пришел разный. Я не могу сказать, что были одни старики или только молодежь. Однако преобладали все-таки слушатели средних лет. 
– Известно, вы готовили к гастролям специальную программу. Как вам кажется, какая композиция больше всего впечатлила английских слушателей?
– Признаться, не было такого, чего бы слушатели не восприняли. Все композиции воспринимались с восторгом. Может быть, особенно впечатлили  лондонскую публику попурри на английские темы, которые оркестр исполнял на бис. Англичане узнавали мелодии, обсуждали их... 

– Хватало ли времени после репетиций и  концертов посмотреть город, отдохнуть?
– Было много экскурсий, времени, чтобы все посмотреть, самостоятельно поездить по городу, зайти, куда хочется. Некоторые ребята побывали на концертах, которые параллельно проходили в городе.  

– Какие выводы вы как режиссер сделали после гастролей? Может, что-то стоит изменить, усовершенствовать?
– Пожелание всех – хотелось бы услышать больше белорусской, русской, славянской музыки. Потому что славянские музыканты лучше играют славянскую музыку, так же, как, например, немцы играют лучше немецкую музыку, а французы – французскую. В этом году славянской музыки было не так много – мы сыграли концерт для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского и «Мелодию» Петра Чайковского для скрипки. В следующем году обязательно учтем этот момент.

– Какие наиболее яркие моменты вы бы отметили в нынешних гастролях?
– Во-первых, дети. Очень талантливые ребята, играли с настоящей отдачей. Во-вторых, организация. Была четко расписана практически каждая минута гастролей. И в-третьих, залы.  Выступать на таких замечательных площадках  престижно для любого музыканта.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Бельгия возобновила ввоз алмазов из России
  2. Роскосмос показал циклон «Гори», который обрушился на центральную часть России
  3. 400-килограммовый мужчина, для госпитализации которого пришлось отпиливать решётки на окнах, умер в больнице
  4. Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
  5. Слуцкий: ПАСЕ деградирует на глазах и уходит в лютый антироссийский маразм
  6. Путин проведет переговоры с Алиевым
  7. Директор ЦРУ заявил, что Украина может потерпеть поражение к концу 2024 года
  8. В Самаре задержали двух подростков, пытавшихся поджечь военный вертолет
  9. Взаимное признание виз в России и Беларуси может заработать в этом году
  10. В Госдуме предложили отсылать бродячих собак на СВО
  11. 21-летнего Шахина Аббасова задержали
  12. Президент провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности
  13. В WADA заявили, что Россия не заплатила обязательные взносы за прошлый год
  14. Лавров: Россия не будет делать никаких пауз в СВО в случае новых переговоров с Украиной
  15. Лавров раскрыл часть пунктов стамбульского соглашения

Парламентское Собрание

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Запад поставил очередной рекорд маразма

Валерий Чумаков

Журнал TIME опубликовал список самых влиятельных людей мира 2024 года

Макрон в поход собрался

Павел Родионов

Президент Франции Эмануэль Макрон в своем русофобском угаре, кажется совсем, как в песне Высоцкого, дошел до точки, и всерьез готовится отправить свои войска на Украину.

Суд с душком

Татьяна Вахромеева

Процесс над Трампом – явная попытка устранить политического оппонента

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также