В Музее изобразительных искусств имени Пушкина представлены 11 картин из 10 итальянских музеев.
«Когда б не он, мы жили бы во мраке
И не познали б красоту земли», – написал о Тициане австрийский драматург и поэт Гуго фон Гофмансталь. Тициан, как никто другой, сумел передать красоту лиц и обнаженного тела, природы и высшего духа. Наряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело это – крупнейший мастер эпохи Возрождения. И если Рафаэль создал классический идеал красоты, то Тициан явил образ красоты из самой жизни. В этом еще раз убеждает выставка, открытая в музее на Волхонке.
Причем две работы Тициана – «Благовещение» и «Распятие» – никогда ранее не покидали пределов Италии. В экспозиции – картины, написанные в излюбленных жанрах Тициана – на религиозные и мифологические сюжеты, портреты. Произведения подобраны таким образом, что в миниатюре воссоздают весь творческий путь мастера. Тициан Вечеллио родился в 1488 или 1490 году в горном местечке Кадоро в семье военного и государственного служащего. В возрасте 12 лет перебрался в Венецию, где провел почти всю свою жизнь. В его ранних работах чувствуется влияние видного венецианского живописца Джорджоне. Об этом свидетельствует самая ранняя из картин выставки – «Мадонна с Младенцем». Но в работе уже присутствует отсвечивающий золотистым тоном колорит, характерный для зрелого и позднего Тициана. Еще одна ранняя картина Тициана – «Крещение» – изображает Христа в водах реки Иордан, крестящего Его Иоанна Предтечу, по католическому обычаю преклонившего колено, и донатора Джованни Рама.
Композиция исполнена драматизма и динамики благодаря преобладающим в ней диагональным линиям. Христос как бы воспаряет к небесам, где виден освящающий таинство Дух Святой в виде голубя. Потрясающие светотеневые эффекты, заставляющие краски чудесно мерцать, становятся приметой зрелого и позднего Тициана. С помощью света и колорита художник дает глубокую характеристику моделей на своих портретах. На выставке представлено три мужских и два женских портрета кисти художника. Один из них изображает живописца Джулио Романо – любимого ученика Рафаэля.
В руке он держит план храма, который спроектировал. В усталом лице художника, высвеченном мощным потоком света, читается удовлетворение от проделанной работы. На выставке представлена и картина «Флора», ставшая «визитной карточкой» Тициана. Она изображает молодую женщину, сверкающую обольстительной красотой. Это как бы ответ Тициана леонардовской Джоконде. Слава Тициана-портретиста гремела по всей Европе. Ему заказывали портреты глава Священной Римской империи Карл V, испанский король Филипп II, Папа Римский Юлий II. Однажды, когда Тициан писал портрет Карла V , он уронил кисть. Ее поднял сам император со словами: «Это почет для императора услужить Тициану». Из картин на мифологические сюжеты увидим «Данаю» и «Венеру, завязывающую глаза Амуру» – в исполнении Тициана – блистательного живописца обнаженного женского тела. Из поздних шедевров представлены – «Благовещение» и «Распятие». Написанные в свободной манере, они исполнены драматизма и излучают мощную духовную силу. В поздних работах Тициан выступает как новатор: он наносит краску на холст не только кистью, но шпателем и пальцем. До конца жизни художник продолжал напряженно работать. Последняя картина, написанная в год смерти (1576), называлась «Оплакивание Христа». Тициан умер во время эпидемии чумы, заразившись от сына, за которым ухаживал.
Его нашли в мастерской с кистью в руке. Тициан определил развитие европейской живописи на столетия вперед. Его влияние чувствуется в произведениях многих мастеров – Веласкеса, Рембрандта, Ван Дейка, Делакруа, Мане и экспрессионистов ХХ века.