САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Национальная идея Михаила Нестерова

Картина «Пустынник и медведь (Отец Сергий)» выдающегося русского художника Михаила Нестерова из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске представлена на выставке в Москве.

Картина «Пустынник и медведь (Отец Сергий)» выдающегося русского художника Михаила Нестерова из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске представлена на выставке в Москве. 

Экспозиция «Михаил Нестеров. В поисках своей России», где можно увидеть 300 произведений живописи и графики из 24 музеев и частных собраний России, Беларуси и Украины, развернута в Третьяковской галерее на Крымском валу. Картина Нестерова, на которой к руке молодого монаха, сидящего на бревне в перелеске, припал голодный медведь, широко известна. 

В ней присутствуют основные компоненты живописи Нестерова – его идеал единения Бога, человека и природы, своего рода образ земного рая. Скорее всего, эти идеи зародились в художнике с детства, Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) родился в православной купеческой семье, в Уфе. Окончив гимназию, юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был известный художник-передвижник В.Г. Перов. Следы влияния Перова, без антиклерикального пафоса, заметны в первом крупном произведении Нестерова «Пустынник». Лицо монаха-подвижника, сгорбленного старца в лаптях и черной рясе, опирающегося на клюку, несет печать углубленности в благочестивое размышление и молитву. Картина с успехом была показана на ХVII выставке Товарищества передвижников и еще до выставки приобретена Павлом Третьяковым для галереи. На деньги, полученные от продажи картины, художник объехал Европу, побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии. Вернувшись в Россию, создал свое самое знаменитое полотно – «Видение отроку Варфоломею». В основе картины – предание о том, как юный отрок, позднее ставший патриархом русского монашества и получивший имя Сергий, встретил в лесу святого старца, благословившего его на иноческий подвиг. Судьбоносная встреча происходит на фоне поэтичной среднерусской природы и церкви как образа Бога. 

Во взоре юного Сергия – сосредоточенное созерцание, которое станет в дальнейшем отличительной чертой персонажей Нестерова. Преподобному Сергию, которого художник считал самым выдающимся человеком Древней Руси, он посвятил целый цикл, который полностью представлен на выставке. Преподобный Сергий был для художника самым ярким выразителем русской идеи. Кульминацией ее стало грандиозное полотно «На Руси (Душа народа)» (1914-1916), которое составляет смысловой центр экспозиции. На нем изображены русские люди разных эпох – монахи, несущие потемневший образ Спаса Нерукотворного, русский царь в шапке Мономаха, патриарх в митре с меховой оторочкой, а также современники художника – Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев, объединенные общим порывом. Впереди шествия – погруженный в молитву отрок, моделью которого послужил сын художника Алексей, как бы в напоминание об евангельских словах Спасителя – «если… не будете как дети, не войдете в царствие небесное» (Мф., 16:3). Нестеров обладал даром живописца-монументалиста. На выставке можно увидеть его эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве, дворцовой церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), Марфо-Мариинской обители в Москве. 

После Октябрьской революции основным жанром художника стал портрет. Портретировал он только тех людей, личности которых его увлекали. Его модели органично вписаны в окружающую обстановку и в то же время всецело погружены в свои внутренние переживания. Таковы портреты художника Виктора Васнецова, философов Сергия Булгакова и Павла Флоренского, скульптора Веры Мухиной, ученого-физиолога, первого российского нобелевского лауреата Ивана Павлова. Ретроспектива Нестерова в Третьяковке, несомненно, стала самой представительной за всю историю показа творчества художника и утвердила его репутацию как одного из крупнейших мастеров русского изобразительного искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ВСУ атаковали автобус в Лисичанске
  2. Путин: С большой болью и тревогой наблюдаем за той гуманитарной катастрофой, которая развернулась в Палестине
  3. ФСВТС рассказала о создании РФ и Белоруссией совместных производств в сфере ОПК
  4. СВР: Украина становится «черной дырой» Европы, пока США ищут замену Зеленскому
  5. Максим Шевченко: Суджа — это война против транзитных путей газа из России в Европу
  6. Слуцкий: МАГАТЭ снова не хватило воли признать украинский режим новой ядерной угрозой
  7. Джабаров: Складывается ощущение, что в ФРГ забыли все уроки как Первой, так и Второй мировых войн
  8. Подразделения ракетных войск и артиллерии ВС Беларуси проведут стрельбы на полигоне в РФ
  9. Володин: Вчера на расширенном Совете Государственной Думы рассмотрели вопросы организации детского отдыха
  10. МО: для отражающих атаки ВСУ у Курской области организовали тыловое обеспечение
  11. Володин: Главная проблема в сфере детского отдыха — отсутствие единой системы его организации
  12. ПВО Беларуси 9 августа сбила над Могилевской областью 13 украинских БПЛА
  13. Смирнов: ВСУ применили химическое оружие в Беловском районе Курской области
  14. Смирнов: 12 гражданских погибли, 121 человек ранен в результате атак ВСУ в Курской области
  15. Путин: Киев действиями в Курской области пытается улучшить свои переговорные позиции в будущем

Парламентское Собрание

На средства бюджета Союзного государства лечат ветеранов войны и боевых действий

Задействованы три белорусских и два российских санатория.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

МАГАТЭ снова не хватило воли признать украинский режим новой ядерной угрозой

Леонид Слуцкий

Её глава Гросс ограничивается безадресными призывами, которые украинская хунта демонстративно игнорирует.

Ядерный шантаж

Анатолий Заусайлов

Украина, похоже, не против ввергнуть мир в хаос.

Галкин* каркает про Курск

Михаил Васильев

Лицемер пытается оправдать свое равнодушие к трагедии, кивая на российских заезд.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также